Освещение гостиной: функциональное назначение и эстетические характеристики светильников
Как организовать освещение в гостиной комнате
Гостиная — наиболее многофункциональная комната в доме. Здесь встречаются члены семьи и друзья, отдыхают, смотрят телевизор, занимаются хобби. Поэтому освещение в гостиной должно отвечать самым разным требованиям. Центральный свет должен охватывать все помещение, а дополнительные светильники призваны выполнять другие — специализированные функции. Из-за множества факторов, которые нужно предусмотреть, организация освещения в гостиной требует продуманного подхода.
Основы правильного освещения
Чтобы организовать эффективное освещение в гостиной, рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Одного светильника для зала недостаточно. Помимо него, должны присутствовать дополнительные источники света. Основным вариантом размещения главного светильника является центральная часть потолка. Вспомогательные же источники света можно размещать где угодно — в зависимости от потребностей.
- Центральное место в гостиной (например, диван и стол) должно быть хорошо освещено.
- В зале основной свет должен быть мягким. Это позволяет создать уют и гармонизировать пространство. Не подходят для гостиной галогенные лампы, так как они дают слишком резкий свет. Для смягчения освещения используют матовые плафоны, текстильные или тканевые абажуры. Уютную атмосферу также создают посредством нижней подсветки по углам комнаты.
- Не стоит устанавливать точечные светильники на потолке в один ряд. Такого рода лампы не обязательно должны образовывать единый ансамбль.
- Правильно организованное освещение скрывает дефекты комнаты и подчеркивает ее достоинства.
- Если в гостиной невысокие потолки, подвесная люстра — неверное решение. Лучше выбрать компактные плафоны, прижатые к потолку, или точечное освещение.
- Для некоторых моделей светильников придется слегка опустить потолок, что позволит замаскировать проводку. Чтобы не уменьшать высоту, можно приобрести встраиваемые приборы.
- В продолговатых гостиных не стоит размещать единственную люстру по центру. Лучше установить несколько светильников, равномерно распределив их по комнате. В помещении не должно быть темных углов. Причем добиться хорошей освещенности нужно посредством основного света. Дополнительные источники призваны выполнять только специальные задачи (например, локальное освещение для чтения или подсветка бара).
- Если в комнате установлены натяжные потолки, их можно оснастить секцией ламп с регулировкой интенсивности свечения.
- Камин (био- или дровяной) способен выступать не только в качестве декоративного элемента, но и как осветительный прибор.
к содержанию ↑
Виды освещения в гостиной
Освещение в комнате принято подразделять на общее, локальное и декоративное. Также выделяют так называемое «умное», или интеллектуальное освещение.
Общее
Применяется как основной источник света. Покрывает всю площадь помещения. Обычно в этом качестве используется люстра по центру комнаты. Однако в последние годы возросла популярность точечных светильников, трековых систем и светодиодных лент.
Люстры чаще всего предлагаются в классическом исполнении — в виде подвесных устройств. Имеются и неординарные модели необычных форм или в ультрасовременном исполнении (например, LED-светильники).
Помимо люстр и других вышеперечисленных приборов освещения, в качестве источника света предлагаются накладные модели светильников. Они особенно актуальны в помещениях с низкими потолками.
Локальное
Местное освещение в зале предназначено для подсветки отдельных участков комнаты. Сюда относятся напольные торшеры, настенные бра, настольные лампы. Рекомендуется соблюдать меру, устанавливая локальные источники света — их не должно быть чрезмерно много. Как правило, для комнаты средних размеров достаточно одно торшера или настенного светильника над диваном или письменным столом. Точечные споты предлагаются не только в статичном варианте, но и в виде поворотных систем, которые можно направлять в разные стороны.
Декоративное
Используется для акцентирования того или иного участка комнаты. Благодаря декоративной подсветке, помещение обретает изюминку, становится более интересным. С помощью декоративного освещения акцентируют ниши в стене, статуэтки, картины, аквариумы и т.п. В качестве светильников для декоративной подсветки чаще всего используют неоновые лампочки, светодиодные ленты.
Интеллектуальное
Если в комнате множество источников света, управление ими может стать хлопотной задачей. В этом случае на помощь приходят системы «умного» освещения. Они позволяют запрограммировать управление светом в зависимости от потребностей жильцов. Например, освещение может включаться, как только в определенной зоне появится человек и отключаться после его ухода.
Источники света
В гостиной применяют различные осветительные приборы. Сюда относятся люстры, настенные бра, настольные лампы, напольные торшеры, подвесные лампы, точечные светильники.
Торшер
Представляет собой напольную конструкцию с лампой и абажуром. Последний обычно выполнен из ткани. Абажуры устанавливают возле кресел и диванов и используют в качестве местного (локального) освещения.
Подвесной светильник
Подвесные системы принято разделять на потолочные, двойные, многоламповые и шаровые. Подвешивают светильники на тросах или струнах. Цвета выбирают в соответствии с дизайнерской задумкой. Для гостиной нежелательны броские яркие оттенки, лучше отдать предпочтение пастельным тонам.
Настенные бра
Как и подвесные системы, бра на стене должны соответствовать стилистике комнаты. Для классического интерьера уместны вычурные хрустальные или стеклянные источники света, позолоченная отделка. Для приборов в современном стиле применяются лаконичные формы и практичные материалы (пластик, металл).
Совет! Для разделенной зоны рекомендуется использовать бра, дающие яркое освещение. Тусклый свет уместен над диваном, так как освещение на этом участке не должно ослеплять.
Люстра
Применяется в качестве источника общего света. Чаще всего используется в классических интерьерах. Однако встречаются люстры и в других стилях (готический или рустик).
Настольная лампа
Устанавливается на журнальном столике, расположенном между креслами. Настольная лампа — лучший вариант света для чтения.
Точечное
Предназначено прежде всего для акцентированного освещения конкретных участков. Также точечные светильники используются в качестве дополнительного света, усиливающего основной. Подвидом точечных светильников являются споты. Устройства содержат одну или несколько лампочек. Споты способны вращаться в нужном направлении.
Гостиная без люстры
При необходимости (задумке дизайнера) в гостиной можно обойтись без люстры. В этом случае полезно придерживаться следующих рекомендаций:
- Точечные светильники лучше устанавливать по всему периметру помещения.
- Светодиодные лампы — лучший выбор. Они отличаются долговечностью, экономностью и интенсивным свечением.
- Использование светодиодной ленты позволяет создать эффект парящего потолка.
- Помимо потолочных светильников, желательно использовать настенные бра и напольные торшеры. Благодаря такому подходу не только улучшится освещенность комнаты, но и появятся дополнительные стилистические акценты.
- С натяжными потолками не всегда сочетаются люстры, однако о точечных светильниках нельзя сказать того же. Существует большое разнообразие точечных ламп для любых потребностей.
Стили и дизайн
Источники света в гостиной не должны нарушать гармонии пространства и общего дизайна интерьера. Каждому типу присущи свои неповторимые характеристики. Возможно и сочетание стилей, однако следует помнить, что чрезмерное смешение не всегда выглядит эстетично. Характерные особенности наиболее популярных стилей:
- Классический стиль характеризуется правильными формами, торжественностью. Может быть пышным или сдержанным в исполнении. Часто с такими элементами, как хрусталь или стекло. В классических люстрах используют не только лампы традиционного типа, но и менее распространенный, но очень эффектный вариант — декоративные свечи.
- Светильники в современном стиле (хай-тек, минимализм) отличаются максимальной функциональностью и лаконичностью форм. На рынке есть квадратные, прямоугольные, треугольные и многоугольные светильники в современной стилистике. Наиболее распространенные материалы — сталь, алюминий, стекло и пластик.
- Готический стиль предполагает использование кованых элементов. Популярны темные (черный, коричневый) цвета. Готика может найти отображение не только в массивных люстрах, но и в стильных настенных бра в виде средневековых свечей.
- Стиль лофт характеризуется нарочитой грубостью исполнения, наличием шершавостей, крупных деталей, индустриальной тематикой. В качестве конструкционных материалов применяют металлические, деревянные, пластиковые детали.
- Стиль прованс подразумевает легкость, воздушность дизайнерского решения. Для декора используют деревенские мотивы, природные пейзажи. В прованском стиле широко применяют светлые цвета. Люстры имеют несколько рожков.
- Для модерна характерны замысловатые формы и цветовая насыщенность. Нет углов и прямых линий. Вместо них — шарообразные, прямоугольные, цилиндрические силуэты. Распространены природные мотивы.
- Для светильников в японском стиле характерны подражание природным формам, лаконичность, светлые оттенки и натуральные материалы (текстиль, бумага, бамбук).
- Китайский стиль — это яркие цвета (особенно популярен красный и золотистый), обилие деталей, функциональность, природные материалы, соблюдение традиций фэншуй.
- Светильники флористического направления имитируют растения как по форме, так и по отделке. На них наносят изображения в виде цветов. Такие светильники придают дополнительный уют помещению.
к содержанию ↑
Выбор светильника для гостиной
При выборе осветительного прибора для гостиной рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Яркость ламп и цветовая температура должны примерно соответствовать естественному освещению. В наибольшей степени подходят светодиодные источники света.
- Мощность ламп для дополнительных светильников должна быть меньше, чем в случае с общим светом.
- Абажуры из светлой ткани лучше пропускают свет. Темные абажуры делают свет более приглушенным.
- Продолговатую люстру не рекомендуется размещать над пустующим участком в комнате. Такой осветительный прибор уместен над столом, диваном или другими предметами обстановки.
- Размер люстры в значительной степени определяется площадью помещения. Существует формула, позволяющая правильно подобрать диаметр светильника. Чтобы получить нужное значение, длину зала складываем с шириной, а полученный результат умножаем на 10. К примеру, ширина гостиной 4 м, а длина 5 м. Вычисляем: (4+5) × 10 = 90. Результат — это наиболее подходящий диаметр люстры в сантиметрах для помещения данных размеров.
- Настенные бра — не только дополнительные источники освещения, они позволяют сэкономить полезную площадь.
- Подсветка, встроенная в пол, выглядит очень эффектно. Однако к выбору места для установки лампочек рекомендуется подойти со всей ответственностью. Если в дальнейшем понадобится перенести источники света, сделать это будет нереально без повреждения отделочных материалов.
- Для целей декоративного освещения лучше всего подходят лампы, дающие мягкий свет.
- Не стоит слишком усердствовать с количеством декоративных подсветок. Для гостиной среднего размера достаточно трех-пяти таких элементов.
- Если комната имеет вытянутую форму, вместо одного светильника рекомендуется выбрать два или три. Расположить их можно последовательно друг за другом. Тем самым обеспечивается равномерное освещение комнаты.
- Не следует покупать одинаковые осветительные приборы для разных комнат. Это лишает помещения своеобразия.
к содержанию ↑
Зонирование
Разделение на зоны особенно актуально для больших помещений. В огромных гостиных (свыше 50-60 кв. м) можно организовать несколько мини-комнат. К примеру, речь может идти о каминной, обеденной и музыкальной зоне. Причем каждый участок будет нуждаться не только в общем, но и местном освещении.
Однако и относительно небольшие гостиные можно зонировать по принципу: один общий свет + локальные осветительные устройства для выполнения специализированных задач. В рабочей зоне достаточно настольной лампы. Освещать уголок для отдыха или диван вполне может напольный торшер с приглушенным светом. Для участков, где нужен выраженный интенсивный свет (например, обеденная зона в кухне, совмещенной с гостиной), лучшим вариантом станут светодиодные лампы.
Характеристики светильников.
Есть такие осветительные устройства, которые потоки света распределяют от источников туда, куда требуется. Они называются Осветительные Приборы (ОП) и делятся на светильники, прожекторы и проекторы.
К светильникам относят те ОП, которые поток света от источника распространяют недалеко. Поэтому освещаются объекты, находящиеся от этих источников света рядом, на близком расстоянии. Светильниками пользуются для освещения чего-либо внутри и снаружи помещения.
Для простого расчета необходимого числа ламп воспользуйтесь Калькулятором расчета количества ламп.
Прожекторы испускают свет от источника под узким углом освещения. Это позволяет чётко осветить объекты, которые находятся на большом расстоянии и больших размеров. Прожекторами освещают предметы на улице.
У проекторов назначение не только в том, чтобы осветить поверхность, но и передать на эту поверхность изображение. Ярким примером может служить кинопроектор. Он освещает чётко определённую площадь с заданного пространства. С помощью оптических систем проектор равномерно освещает необходимую поверхность и создаёт на этой поверхности чёткое изображение различного масштаба из одного места в другое.
Параметры приборов освещения.
Первой характеристикой светильников являются кривые силы света. Распределение светового потока определяет его назначение. А оценивается распределение светового потока в пространстве при помощи кривой силы света. Изображается кривая сила света в виде графика I (a,b). А и в – углы распространения потока света в продольной и поперечной плоскостях. Чем крупнее овал от потока света, тем уже кривая сила света и тем выше освещённость в центре светового пятна. Это важный показатель светового прибора.
По типовым кривым силы света выделяют 7 видов ОП: концентрированная (К), глубокая (Г), косинусная (Д), полуширокая (Л), широкая (Ш), равномерная (М), синусная (С). Типовые кривые силы света (в кд) светильника рассчитаны на значение силы света при световом потоке лампы Fcв = 1000 лм. Основным признаком, определяющим тип кривой, является отношение максимальной силы света светильника к средней арифметической для данной плоскости.
Второй светотехнической характеристикой является соотношение потоков, излучаемых в нижнюю и верхнюю полусферы. В зависимости от этого, световые приборы делятся на классы, в зависимости от того, какую долю всего потока светильника составляет световой поток нижней полусферы. Поток в пространстве может распределяться преимущественно вниз (светильники прямого света), преимущественно вверх (светильники отраженного света), равномерно во все стороны (светильники рассеянного света).
Осветительные приборы рассеянного света подходят лучше для общего освещения помещения, так как они дают равномерное распределение яркости Достаточное насыщение светом обеспечивает зрительный комфорт.
Осветительные приборы отраженного света обеспечивают комфортное и равномерное освещение, так как полностью соответствуют нормам ограничения слепящего эффекта и дискомфорт. Они насыщают светом пространство, хорошо сочетая с верхним или боковым дневным светом.
Осветительные приборы прямого света применяются для помещения с невысокими потолками. Это приборы потолочные или встроенные в потолок. Они экономичны, подсвечивают нужное место, используются для подсветки картин, предметов, скульптур.
Типы и виды осветительных приборов.
Осветительные приборы делятся на 5 классов, в зависимости от размера светового потока, падающего на нижнюю полусферу: прямого света (доля 80% – П), преимущественно прямого (60-80%-Н), рассеянного (40-60%-Р), преимущественно отражённого (20-405-В), отражённого (менее 20%-О). Эти параметры можно найти в сопроводительных документах на ОП.
Важной светотехнической характеристикой ОП является коэффициент полезного действия. По своему основному назначению осветительные приборы делятся на группы. Для освещения помещений производственного назначения, административных, офисных и других помещений общественного назначения, сельскохозяйственных помещений, спортивных сооружений; для функционального и декоративного наружного освещения; для внутреннего освещения средств транспорта и для архитектурно-художественного освещения зданий, сооружений, памятников, фонтанов и т.д., а так же для аварийного освещения.
Классификация эта условна, так как одинаковый светильник может использоваться в разных ситуациях.
Оп отличаются по конструктивному применению и способу установки. Согласно ГОСТ17677 имеются встраиваемые (В), потолочные (П), подвесные (С), настенные (Б), напольные (Н), венчающие (Т), консольные (К), переносные (Р). Конструктивная особенность светильника задаёт ему положение в пространстве для получения наилучшего эффекта.
Светильники любого назначения – это искусственное освещение. Сегодня огромная роль отводится искусственному освещению. С этим освещением человек проводит большую часть своей жизни. Осветительными приборами человек пользуется и в дневное время. Сегодня искусственный свет перестал быть просто освещением. Он стал еще и светодизайном в общем интерьере. По ночам города сверкают от различных типов осветительных приборов. Поэтому очень важно знать особенности и характеристики приборов освещения, чтобы не навредить здоровью человека и разумно экономить электрическую энергию.
Live-design
Сайт студии Live-design
Типы освещения. Освещение естественное и искусственное
Освещение является неотъемлемой и довольно важной составляющей современного интерьера. При помощи света можно управлять формой и цветом предметов, зрительно увеличивать или уменьшать пространство. Грамотно подобранное и размещенное осветительное оборудование способно придать помещению определенное настроение и стилистику. При этом нужно учитывать не только эстетическое, но и функциональное назначение освещения.Для начала, рассмотрим основные типы освещения.
Естественное освещение
Естественное освещение – освещение созданное естественным путем, то есть солнцем (это могут быть как прямые солнечные лучи, так и отраженный свет) и проникающее через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях. Помещения с постоянным пребыванием людей должны, как правило, иметь естественное освещение.
Естественное освещение подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное (верхнее с боковым), в зависимости от расположения световых проемов во внешних стенах или крыше.
Максимальная освещенность от солнца – 100000 люкс, минимальная определяется ночью при полной луне и ровна – 0,1 люкс. Считается, что наиболее благоприятна для человека освещенность в 200 люкс.
Очень часто потребители путают люмены и люксы. Подробнее о переводе ватт в люксы и люмены в этой статье.
Совмещенное освещение
Совмещенное освещение — освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным. Расчет и нормы освещенности в жилых и общественных помещениях есть в этой статье.
Искусственное освещение
Искусственное освещение – освещение созданное искусственными источниками света. Может быть общим, местным (локальным) или комбинированным.
Для создания общего освещения, его еще называют «верхний свет», светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение). Общее освещение в интерьере объединяет все пространство в единое целое и по своей интенсивности должно приближаться к естественному.
Местное освещение (или локальное) — освещение, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на освещаемых поверхностях. Такие островки света придают помещению декоративность и могут использоваться при зонировании.
Комбинированное освещение — освещение, при котором к общему освещению добавляется местное. На практике чаще всего используется именно этот тип.
Искусственное освещение так же подразделяется на рабочее, аварийное, охранное и дежурное.
Рабочее освещение — освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) в помещениях и в местах производства работ вне зданий. Рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта.
Аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное. Освещение безопасности — освещение для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения.
Эвакуационное освещение — освещение для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении нормального освещения.
Дежурное освещение — освещение в нерабочее время.
Функциональное и декоративное освещение
Виды освещения и типы светильников
Виды освещения. В зависимости от функционального назначения выделяются следующие основные виды освещения: уличное, архитектурно-художественное, рекламное и витринное, праздничное. Кроме того, имеется аварийное, охранное, дежурное освещение, подача световых сигналов [571.
Уличное освещение (освещение транспортных и пешеходных путей) обеспечивает безопасность людей и транспорта в вечернее и ночное время, а также является средством формирования композиционно-пространственной среды поселений.
Для освещения транспортных и пешеходных путей применяются следующие системы осветительных устройств:
- • обычная (светильники на опорах, подвесах или кронштейнах с шагом 20—40 м и высотой установки 8—12 м);
- • продольно-подвесная (светильники на тросах между опорами, установленными на разделительной полосе автострад с шагом 50—100 м);
- • высокомачтовая (мощные светильники на мачтах высотой 30—60 м для освещения больших площадей, многоуровневых транспортных развязок, паркингов);
- • парапетная (светильники в ограждениях мостов, путепроводов, развязок).
Архитектурно-художественное (декоративное) освещение предназначено для создания световой архитектуры города в вечерние часы с выявлением наиболее ценных в архитектурном, историческом и художественном отношении градостроительных комплексов, зданий и сооружений.
Рекламное и витринное освещение применяется при оформлении витрин магазинов, киосков, информирует население о торговых, бытовых, культурных новостях.
Праздничное освещение (иллюминация) применяется при оформлении городов в праздники. Используются: статичная иллюминация, постоянно горящая, и динамичная, периодически вспыхивающая и затухающая, мигающая, движущаяся, изменяющая конфигурацию световых рисунков и букв.
Устройства дежурного, охранного, аварийного освещения и подачи световых сигналов предназначены для обеспечения безопасности населения и охраны объектов.
Типы светильников. Выделяются светильники общего и местного освещения.
Светильники общего освещения (функционального, регламентировано равномерного) используют для освещения улиц, проездов, тротуаров, входов в подъезды домов, фасадов зданий, дворов и т. п. Особое внимание рекомендуется уделять освещению площадок разного назначения — детских, отдыха, спортивных и др.
Светильники местного освещения выполняются для подсвета зеленых насаждений, воды, дорожек и малых ландшафтно-архитектурных форм в виде торшеров, подвесов или низко расположенных светильников.
Освещение. Освещение в гостинице выполняет как практическую, так и эстетическую функцию
Освещение в гостинице выполняет как практическую, так и эстетическую функцию. С помощью света можно подчеркнуть интересные детали интерьера и здания в целом. Гостиницы высокого класса, особенно в крупных городах, должны иметь большую освещенность. Устройства освещения должны гармонировать с архитектурными элементами в дневное и вечернее время.
Естественное освещение. Все помещения, предназначенные для размещения людей, должны иметь хорошее естественное освещение. При размещении номеров по сторонам света действует такое же правило, что и в жилом строительстве. Следует избегать направления фасада здания на северную сторону. Поэтому наилучшей ориентацией гостиничного коридора является направление в севера на юг, при котором можно добиться солнечного освещения номеров с востока и с запада. Северная сторона, кроме того, имеет большие тепловые потери, что отрицательно сказывается на рентабельности эксплуатации.
Искусственное освещение. Принцип освещения жилого номера сводится к освещению всей внутренней части и отдельно функциональных зон. В современных гостиницах очень часто избегают верхнего света с потолка. Это связано с трудностями нахождения художественной формы такого освещения. Часто применяется боковое освещение, источником которого являются размещенные на стенах светильники или стеклянные пластинки, вмонтированные во встроенную мебель, за которыми размещается источник света. При выборе светильников для общего освещения необходимо учитывать следующие требования: освещение должно быть достаточно равномерным, не создавать резких контрастов цвета, а также теней и бликов. В многоместных номерах возле спального места устанавливают светильники направленного света. Освещение функциональных зон внутри номера проводится при помощи настольных ламп, торшеров или настенных бра.
Освещение коридоров в основном должно быть таким, чтобы можно было рассмотреть нумерацию на дверях жилых номеров. В зависимости от категории гостиницы форма освещения коридора может колебаться от самой простой, до самой утонченной.
Освещение лестничных клеток сводится к принципу, характерному для освещения коридоров. Здесь также является оправданным большое разнообразие в выборе способа и мощности освещения. Лестничные клетки нередко используется для оборудования световых реклам гостиницы или торговых фирм. Рекомендуется учитывать цвет светового потока, выбор которого зависит от общей цветовой гаммы интерьера и назначения помещения.