0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Освещение гостиной: общие принципы светодизайна

Светодизайн: сколько лампочек нужно, чтобы сделать жилье уютным. Проект «Большая квартира»

Освещение интерьера — одна из основ его проектирования. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения, ведь когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

— С недавнего времени появляется целое направление в дизайне интерьера — светодизайн, — объемное и многогранное, — рассказывает Виталий Ладисов, художник-дизайнер студии дизайна интерьера «ДиКинг». — Общий принцип светодизайна — свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца.

Рассмотрим базовые понятия светодизайна: виды освещения и нормы освещения.

Виды освещения

Светодизайн работает с естественным, общим, местным, рабочим и декоративным освещением.

Естественное освещение дает нам природа. Человек может лишь подстраиваться под ее изменчивость. В ход вступает такое понятие, как светорежиссура. Ее задача — адаптация естественного освещения в комфортную градацию путем смягчения, отражения или рассеиванием.

Фото с сайта Usualhouse.com

Пример адаптации естественного освещения (светорежиссуры). На протяжении дня естественный свет позволяет эффективно освещать помещение без использования общего искусственного освещения. В зависимости от погоды такой интерьер будет менять свою колористику и атмосферу, а это, несомненно, большой плюс.

Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор. Главное требование к нему — спектр. Наше зрение прекрасно адаптируется к естественному солнечному спектру (5600−6300К.). Цветовой спектр солнца теплый. Поэтому в качестве местного освещения лучше всего подходят светильники с галогенными лампами. Однако такие лампы, помимо большого тепловыделения, потребляют много мощности, поэтому им на смену пришли люминесцентные и светодиодные лампы. Однако в их цветовом спектре есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо. Тем не менее ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Проект студии дизайна Dking

Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз. Нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.

Проект студии дизайна Dking

К декоративному освещению требование одно: оно не должно негативно влиять на здоровье человека.

Декоративное освещение зоны гостиной. Проект студии дизайна Dking

Декоративное освещение (светодиодная подсветка карнизной ниши и зоны туалетного столика). Проект студии дизайна Dking

Нормы освещения. Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам ГОСТ 24 940−96 и СНиП 23−05−95 «Естественное и искусственное освещение». Основные требования по ГОСТ и СНиП следующие:

— освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала — 150 lx (люксов);

— освещенность детской комнаты — 200 lx;

— освещенность рабочего кабинета 300 lx;

— освещенность прихожей, туалета, совмещенного санузла — 50 lx;

— освещенность ванной, сауны и бассейна — 100 lx;

— коэффициент естественной освещенности (КЕО) при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала — 0,5;

— коэффициент естественной освещенности (КЕО) при боковом освещении для детской — 0,7;

— коэффициент естественной освещенности (КЕО) при боковом освещении для рабочего кабинета — 1,0.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) — это, проще говоря, доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксометр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как же рассчитать количество источников света, их мощность? Необходимо знать удельную излучаемую мощность для основных типов ламп.

— для ламп накаливания — 18Вт/м 2 ;

— для галогеновых ламп — 11Вт/м 2 ;

— для люминисцентных ламп — 8Вт/м 2 ;

— для светодиодных ламп 3Вт/м 2 .

Таким образом, для получения представления о том, сколько ламп необходимо для освещения комнаты, необходимо умножить площадь комнаты (в квадратных метрах) на количество ватт по типу лампы.

Пример: требуется осветить детскую комнату площадью 18 кв. м. Предполагается использование галогенового освещения. Таким образом, для освещения детской комнаты требуется: 18 (площадь комнаты) х11 (удельная мощность галогеновой лампы на квадратный метр) = 198 Вт (суммарная мощность галогеновых ламп, необходимых для освещения площади детской). При средней мощности галогеновой лампы в 35 Вт (198 Вт/35 Вт=5,6) необходимо купить, к примеру, 6 точечных светильников с галогеновой лампой 35 Вт, или люстру на 6 рожков с галогеновыми лампами мощностью 35 Вт, или использовать комбинированный вариант. Если число светильников получается с долями, следует округлить количество в большую сторону.

Естественно, в примере рассматривается общая освещенность комнаты. Ее, безусловно можно дополнить другими, местными и декоративными источниками света. Деление осветительных приборов на группы включения также позволит оптимально менять освещенность комнаты, выделять определенные зоны и объемы. Все это может существенно повлиять на количество и тип используемого освещения, приведенная выше формула — это база, на которую следует обратить внимание уже на стадии концептуальных решений по дому или квартире. В будущем такой подход позволит существенно сэкономить время уже на стадии визуализации и разработки проектной документации.

Концепции и принципы освещения.

Существует два общих подхода к освещению: европейский и американский.

Основа европейского принципа — люстра как объединяющей элемент помещения, вокруг которой собираются компании, проводится досуг и отдых. Американский принцип строится на индивидуализме, в котором основу освещению составляет настенное освещение (бра). И тот, и другой подход позволяют получить фоновое, почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра — с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Американская концепция освещения (активное использование торшеров и настольных светильников в качестве местного и общего освещения)

Европейская концепция освещения интерьера. Люстра формирует центральную зону в гостиной. Используется комбинированный вариант освещения помещения

Американский принцип освещения не нашел у нас широкого распространения. Тем не менее, его принципы активно используются в современном светодизайне, являясь его неотъемлемой частью. Светодизайн также дает представление об общих правилах организации света в интерьере:

— свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал;

— плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света;

— помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные — по зонам;

— зоны освещаются равномерно;

— рабочий свет должен быть белым;

— местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной;

— глубокие тени нежелательны в любом случае.

Позиционирование светильников

Универсального рецепта размещения светильников не существует. Все зависит от очень многих условий и факторов. Но есть несколько традиционных приемов, основанных, прежде всего, на европейской концепции светодизайна.

Гостиная. В этом помещении целесообразно использовать комбинацию из люстры, точечных светильников для подсветки наиболее важных зон, а также умеренное использование декоративного освещения.

Комбинированное освещение гостиной. Проект студии дизайна Dking

Спальня — единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема светодиодная подсветка потолка: изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон или бодрствующий отдых. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья.

Проект студии дизайна Dking

Освещение спальни. Использованы подвесные светильники для подсветки кроватной зоны, точечные — для общего освещения, закарнизная подсветка штор для декоративного освещения.

Детская. По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Возможно умеренное использование рабочего и декоративного света.

Проект студии дизайна Dking

Кухня. Для освещения кухни оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются.

Освещение кухни. Проект студии дизайна Dking.

Прихожая. Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются. Но подойдут и самые обычные матовые плафоны в центре.

Освещение прихожей с использованием светодиодной подсветки. Проект студии дизайна Dking

Оптимальное освещение ванной и туалета — ровное, мягкое, практически безтеневое. В светильниках — лампы накаливания или галогеновые. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у «экономок», упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника. Рабочее освещение зеркала — матовыми галогенками, как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Освещение ванной комнаты. Проект студии дизайна Dking Освещение ванной комнаты. Проект студии дизайна Dking

В заключение хотелось бы отметить — светодизайн набирает популярность. Это огромное поле для творчества и креатива, дающее дизайнерам множество идей и концепций. Быть в тренде светодизайна — значит быть в тренде дизайна интерьера.

Партнер проекта:

Студия дизайна интерьера «ДиКинг». Разработка индивидуальных дизайн-проектов квартир, частных домов, а также помещений общественного назначения. Разработка полной документации, реализация проектов под ключ.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Светодизайн в интерьере: что нужно знать о свете.

Роль света в формировании пространства сложно переоценить. Правильно выстроенное освещение способно визуально трансформировать объём пространства, не затрагивая конструкцию и архитектуру. Неправильное же освещение может уничтожить на корню всю задумку дизайнера.

Светодизайн — искусство управлять светом. Задача светодизайнера — создать привлекательное и комфортное пространство, учесть взаимодействие с окружающей средой, продумать воздействие на эмоции и настроение человека. Это искусство основывается на научном понимании физических аспектов света, принципах устройства и работы источников света.

В работе светодизайнер опирается на 3 базиса: эстетическое восприятие, эргономический аспект и энергоэффективность.

Сегодня светодизайн — пользующееся популярностью направление. До XVIII века в распоряжении людей были только солнечный, лунный и свет огня. И это не мешало создавать потрясающие произведения архитектуры и дизайна интерьеров. В настоящее время у светодизайнеров огромный выбор световых приборов и источников света для решения практически любых задач.

Современные светодизайнеры способны создавать удивительные иллюзии, изменять восприятие пространства, усилить и подчеркнуть детали. Они заботятся о красоте и стиле интерьеров и экстерьеров, учитывают безопасность и энергоэффективность проектов.

Читать еще:  Интерьер гостиной с телевизором

Светодизайн — сложная и многогранная наука, которая всегда находится в связке с творчеством и искусством. Попробуем разобраться в основах этого направления и особенностях правильного планирования света в интерьере.

Типы освещения

Тип 1: основное (общее) освещение. Цель — обеспечить достаточное количество света в помещении, отобразить общую концепцию дизайна помещения. Реализовать основное освещение можно с помощью люстр, подвесных, накладных и встроенных осветительных приборов.

Тип 2: акцентное освещение. Оно создает атмосферу и законченный вид в помещении. Акцентирующий свет используют при необходимости показать зрителю «контент» интерьера, сформировать представление о пространственном расположении объектов. С его помощью подчёркивают объекты: вазы, статуэтки и другие заслуживающие акцента предметы.

Тип 3: локальное освещение. Такой свет используют для решения функциональных задач: создания комфортных условий для чтения, работы или приготовления пищи. Для этого встроенные над рабочей зоной светильники, настольные светильники, бра или напольные торшеры.

Типы распределения светового потока

Прямой свет. Световой поток исходит от излучателя и направлен на место, которое должно быть освещено. Примером светильников прямого света можно назвать прожекторы, споты, даунлайты, подвесные светильники, световой поток которых направлен в определенную сторону (к примеру, в интерьерах в стиле лофт и минимализм) или потолочные. Они обеспечивают необходимый уровень освещенности на поверхности, не засвечивая остальное пространство.

Рассеянный свет. Мягкий и ровный, он снижает уровень контрастности и минимизирует тени. Тот свет, который не имеет ни направления, ни источника, подходит под определение рассеянного света, но в реальном мире такого света не может быть. Поэтому рассеянным называют неяркое, нерезкое освещение. Создать такой свет в помещении помогут некоторые виды люстр, потолочных и настенных светильников.

Отражённый свет. Отражённый свет получается при преломлении луча, который направлен на стены, пол или потолок. Такой вид света наиболее естественный и мягкий. Производители создают светильники, которые светят только отраженным светом, но бывают модели, сочетающие прямой и отраженный свет. В зависимости от задачи можно выбрать себе наиболее подходящий вариант.

Виды освещения

Естественный свет. Его источники — солнечные лучи и рассеянный свет небосвода. Спектральный состав солнечных лучей благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. Использование этого вида освещения, работая над проектом помещения — одна из задач светодизайнера.

Искусственный свет. Основной задачей источников искусственного света в дизайне помещения является создание комфортного уровня освещения при дефиците солнечных лучей. Современными источниками искусственного света чаще всего являются лампы. Направляют свет светильники. Использование определённых источников света может создать подобие естественного освещения.

Комбинированный свет. Вариант, когда естественное освещение дополняется искусственными источниками света. Это повысит освещённость в нужных участках комнаты и создаст комфортную обстановку.

Используйте естественный свет там, где это возможно. Комбинируйте освещение для достижения красоты и комфорта.

Ключевые правила светодизайна интерьеров

Итак, мы разобрались с основными понятиями дизайна света в квартире и видами освещения. Но как же их правильно организовать и применить на практике?

Профессиональные светодизайнеры интерьеров разработали общую концепцию, где фундаментальным понятием служит свет и его значение в жизни человека.

Свет, чтобы жить. Свет жизненно необходим всем. Он поддерживает способности организма и течение физиологических процессов. Эту роль выполняет естественное освещение, поэтому оно стоит на вершине световой пирамиды.

Свет, чтобы видеть. Свет необходим нам, чтобы ориентироваться в пространстве в темное время суток — не сталкиваться друг с другом в коридоре, не наступать на лапу собаке и безопасно перемещаться по дому. Здесь в игру вступает искусственный свет.

Свет, чтобы работать. Речь идет о том свете, который необходим для чтения, письма, приготовления пищи и других ежедневных действий, без которых человек не представляет своей жизни.

Свет, чтобы чувствовать. Освещение выступает в роли декоративного элемента интерьера. С помощью света в интерьере появляется возможность акцентировать внимание на деталях, менять пространство и воплощать в жизнь смелые дизайнерские решения. Приятная атмосфера комнаты и благоприятное эмоциональное состояние — заслуга грамотно спроектированного освещения.

В последнее время стало модно и удобно создавать световые сценарии. Это стало возможным благодаря современным технологиям, которые позволяют управлять освещением, настраивать различные сценарии для определенных задач или требуемых условий (просмотр ТВ, чтение книг, прием гостей, вечерника и т. п.). Это отдельная и интересная тема.

В статье обозначены общие понятия, касающиеся вопроса светодизайна. Подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе особенностей планирования освещения.

Свет в интерьере: современные тенденции и основные правила светодизайна

Особое влияние на обстановку в комнатах, на кухне или в ванной оказывает освещение интерьера. Кроме своего прямого предназначения осветительные приборы способны максимально изменить эстетическое восприятие дизайна интерьера, с их помощью легко формировать эмоциональное состояние человека.

С помощью освещения можно создать разнообразную атмосферу

Какой бывает свет

Свет – это продукт, получаемый от нагревания предмета. То есть чем выше температура, тем ярче освещение. Он подразделяется на два основных вида:

Естественный свет сделает любую обстановку комфортной, может максимизировать отражение от поверхности и зеркал. Иными словами – это солнечный свет. Чтобы его в комнате было больше стоит подумать над увеличением оконных проемов.

Естественный свет проникает в помещение через световые проемы – окна или прозрачные двери

Искусственное освещение задается определенным набором светильников

Стоит учесть, что он меняется в зависимости от времени суток, погоды, места нахождения. Более постоянным считается северный свет. При выборе осветительных приборов обязательно нужно учесть, какое количество естественного света попадает в помещение дома или квартиры.

То, что излучают осветительные приборы, считается искусственным светом.

Искусственное освещение разделяется на функциональное и декоративное

Как освещение воздействует на эмоции

Организация света и цветовое решение дизайна неразделимы. Именно они влияют на восприятие пространства человеком, воздействия на психологическое и физиологическое состояние. Например, оттенки зеленого будут действовать успокаивающе, а красного – повысят активность.

Красный свет – это свет действия, наполняющий человека силой и активностью

Холодное освещение, типичное для большинства офисов, способствует повышению эффективности труда. Это осуществляется за счет воздействия на внутренние биоритмы людей. При этом важен не только цвет освещения, но световые сценарии. То есть для сосредоточенной работы в позднее время суток вполне подойдет настольная лампа, а для праздничной атмосферы следует использовать мигающие разноцветные лампочки.

Для создания эффекта частичной затенёности используют рассеянный свет

Яркое освещение всегда бодрит человека, но при длительном нахождении в таком пространстве может возникнуть чувство раздраженности, усталости. А вот теплое мягкое освещение способствует отдыху и расслаблению. Именно поэтому специалисты рекомендуют разрабатывать сменную систему осветительных приборов в доме с помощью разных источников света.

Дизайнеры выделяют три основных типа освещения, приведенные в таблице:

Декоративное освещение основывается на светильниках небольшой мощности, но многообразных по оттенкам и создаваемым эффектам

При этом в осветительных приборах лампы также могут использоваться разных типов:

Чем больше в интерьере темных поверхностей, тем большей мощности понадобятся лампы

Современные тенденции в освещении

Мода на освещение, как и на сам дизайн помещения квартиры периодически меняется. И стиль комнаты во многом зависит именно от выбора осветительных приборов. Рассмотрим наиболее распространенные в наше время технические решения:

    Многоуровневое освещение. Верхний основной уровень – это свет от потолка и настенных приборов. Далее идет настенная подсветка, например, картин и настольное освещение. Данный способ позволяет подчеркнуть простор и уют комнаты, создавать различные эффекты при включении тех или иных осветительных приборов.

Многоуровневое освещение обеспечивает максимальную эффективность благодаря использованию разноплановых источников света

Эффектная подсветка пола в ванной комнате

Встроенные светодиодные светильники – идеальное решение для натяжного потолка

Светильники-слоты с линейным освещением чем то похожи на прожекторы, часто используются для подсветки интересных деталей интерьера

Подсветка арки с помощью точечных светильников

Обычно используется комбинация потолочного освещения с подсветкой на стене или на мебели

Пример реализации скрытого освещения в интерьере спальной комнаты

Удобный переносной светильник с автономным питанием

Стоит отметить, что далеко не каждая современная лампа может работать в паре с диммером

Для выделения каких-либо предметов интерьера организуется акцентное освещение

Правила светодизайна

Чтобы избежать ошибок при организации освещения пространства следует учитывать несколько правил.

От освещения комнаты зависит настроение и самочувствие находящегося в ней человека

Планирование основного, рабочего и декоративного освещения

Общий свет – это приборы на потолке, обеспечивающие равномерный рассеянный свет. Чаще всего это люстры с несколькими лампочками, текстильными или стеклянными абажурами и плафонами.
Светильник на потолке ни в коем случае не должен отбрасывать тени или блики – это испортит всю обстановку, будет раздражать взгляд.

Если в качестве основного освещения выбрана большая люстра, свет будет разным в отдельных местах комнаты, но всё-таки без резких перепадов

В рабочей области лучше устанавливать светильники, обеспечивающие направленный свет – торшеры, бра или настольные лампы. Данное освещение обязательно должно быть ярче основного. На кухне рабочей областью считается обеденный стол и зона приготовления пищи. Также в специальном освещении нуждается место для чтения книг, изголовье кровати, место выполнения домашнего задания или развлечения ребенка.

Уровень освещенности рабочего места должен обеспечивать оптимальный баланс, при котором глаза не будут напрягаться

Только когда комфортно обустроено основное и рабочее освещение, можно продумывать декоративные подсветки.

Продуманный сценарий освещения

Это самый важный этап в проектировании дизайна и освещения интерьера квартиры. Причем делать это требуется индивидуально для каждого помещения.

  1. В зале кроме основного света добавляется рабочее в зоне журнального столика или места для чтения книг. При этом обязательны декоративные акценты для придания пространству уюта.
  2. Зачастую в кухне общее освещение не требуется. Достаточно выделить подсветкой каждую область: обеденную, для приготовления пищи. Рекомендуется сделать функциональную светодиодную подсветку ящиков.
  3. Освещение в спальной комнате организовывается по тому же принципу, что и в гостиной. Рабочее освещение должно быть установлено у изголовья кровати. Но свет в этом помещении не должен быть ярким, иначе он не будет способствовать полноценному отдыху.
  4. Санузел не всегда требует несколько типов света. Это объясняется маленькой площадью. Но при возможности стоит выделить область зеркала и добавить декоративную подсветку. Это может быть даже насадка для подсвечивания льющейся воды.

Свет должен дополнять интерьер, а не «глушить» его

Работая над сценарием освещения квартиры, дизайнеры советуют обозначить, какие мероприятия будут проводиться в рассматриваемом пространстве. Это позволит быстрее подобрать верный тип освещения, точно определить необходимое число розеток, выключателей, диммеров.

Светлые стены и предметы мебели с высокими отражающими свойствами снижают потребность в осветительных приборах

Не стоит забывать и о мебели. Например, спальня с предметами матовой поверхности потребует больше света, чем в случае с глянцем. Это объясняется более высокой отражающей способностью.

Расчеты

Ни один дизайнер не начнет воплощение проекта в жизнь без соответствующих расчетов. И этот вопрос касается вовсе не финансов. Требуется предусмотреть, все ли приборы будут работать в одном помещении. Не возникнет ли неприятных ситуаций.

Составление плана освещения позволяет избежать распространенных ошибок, способных разрушить идею оформления интерьера

Для реализации данного этапа рекомендуется обратиться к специалистам, так как даже не все дизайнеры выполняют это сами.

Выбор характеристик

Выше были рассмотрены типы ламп с учетом их отличительных особенностей. Выбор зависит в первую очередь от самого светильника, предполагаемой частоты его использования и функциональности в квартире. Лампочка в приборе решает практически все. В некоторых ситуациях подойдут только классические лампы накаливания, а где-то потребуются светодиодные светильники.

Лампы накаливания самые дешевые, светодиодные – самые дорогие

Чем выше температура лампочки в Кельвинах, тем холоднее распространяемый ею свет. Для спальни достаточно до 3000 (лампы накаливания), а для рабочей области – до 5000. Лампы выше 5500К используются уже в офисах. Не рекомендуется использовать холодный свет в обеденной зоне или рядом с зеркалами.

Читать еще:  Портьеры для гостиных

Видео: 7 простых правил хорошего освещения

Принципы дизайна гостиной: зонирование, освещение и меблировка

22.03.2017 Понравилось пользователям:

Сегодня мы поговорим о самой теплой, радушной, уютной и гостеприимной зоне любого дома или квартиры — о гостиной. В небольших апартаментах гостиная может с успехом выполнять сразу несколько функций: кабинета, места для посиделок с друзьями и родными за чаем, библиотеки, каминного зала и маленького домашнего кинотеатра. Здесь мы проводим большую часть нашей жизни в квартире. И не важно, маленькая ли это комната или большая, темная или светлая, узкая или широкая, является ли частью кухни или отдельным помещением — любую гостиную можно сделать настолько комфортной, что каждый вечер вы будете с удовольствием в нее возвращаться.

Совмещать ли гостиную и кухню?

Итак, как уже было сказано, гостиная может быть объединена с кухней или существовать в виде отдельного помещения. Мы разберем оба эти варианта. Если гостиная и кухня объединены, важно помнить о том, что гостевая зона всегда более приоритетна, нежели кухонная. Почему?

  • Во-первых, каждому из нас необходима своя зона для расслабления и отдыха, а это совершенно не подразумевает готовку. После тяжелого трудового дня вам не всегда захочется вплотную заняться приготовлением пищи.
  • Во-вторых, скорее всего, ваши гости будут чувствовать себя не очень комфортно, если на протяжении всего времени пребывания в вашем доме им придется провести на кухне. Помните об этом, когда только начинаете прорабатывать планировочное решение.

Если одно помещение вмещает в себя и зону приготовления пищи, и столовую, и зону отдыха, вашим глазам всегда будет, за что зацепиться, что рассмотреть, взгляд не будет упираться в четыре стены. Совсем другая история случается, если для гостиной отведена целая комната. Здесь задача дизайнера состоит в том, чтобы разнообразить помещение с типовым предназначением и набором мебели. Подумайте о том, как вы любите проводить время, как развлекаетесь.

Принципы расстановки мебели в гостиной

На фото: Диванная зона в гостиной

Но все же для всех гостиных есть несколько общих правил:

  • Даже самая маленькая гостиная должна вмещать как минимум 4 посадочных места. Если комната, предназначенная под гостиную, совсем крошечная, найдите место хотя бы для одного двухместного дивана и кресла или двух маленьких кресел.
  • Мебель должна быть расположена таким образом, чтобы вам и вашим гостям было максимально удобно разговаривать, то есть некоторые посадочные места должны располагаться друг напротив друга, по диагонали или под прямым углом.
  • Если площадь позволяет вам установить сразу два дивана и два или одно кресло, вы можете расположить диваны углом, оба кресла предпочтительнее ставить рядом, по одной линии или друг напротив друга. Таким образом, гостиная зона должна иметь правильную форму и быть как бы ограниченной. В этом вам поможет ковер, пропорциональный размерам дивана, по площади приблизительно равный площади диванной зоны.
  • Мебель в гостиной не обязательно должна быть «прилеплена» к стенам. Комната будет казаться шире, если, например, диван, располагающийся вдоль длинной стены, будет образовывать с ней проход в 60 см. Можно и по-другому обыграть заднюю спинку. За диваном, вплотную, также можно поставить кабинетный стол или консоль. Хорошим и функциональным решением может стать полка, проходящая между спинкой дивана и стеной. Она может длиться как на протяжении всей стены, так и быть равной длине дивана.
  • Как и у любой другой композиции, у диванной зоны тоже должен быть свой центр. Им может являться журнальный стол, стоящий между диванами и креслами, или, если группа развернута лицом к стене, некий объект, на этой стене находящийся. Центром могут стать также окно или каминный портал.

Люстры в интерьере гостиной

Зачастую именно освещение в сочетании с мягкой мебелью создает в гостиной ту неповторимо уютную атмосферу, которая отличает это помещение от всех остальных в доме или квартире. Здесь на это стоит обратить особое внимание, продумать различные сценарии освещения интерьера, удобные для разного времени суток.

Как и любому другому помещению, гостиной для освещения никогда не может быть достаточно одной или двух люстр. Люстра больше служит для украшения интерьера. Если она размещена в центре комнаты, люстра как бы «собирает» всю композицию в единое целое. Когда люстр две или больше, они делят помещение на зоны.

Если зоны помещения не равны (например, гостиная зона больше столовой), люстра может располагаться только по центру одной из этих частей. Лучше, если это будет большая зона комнаты. Хорошо, если люстра располагается по центру диванной зоны. Таким образом, в маленькой гостиной диванную зону стоит расположить по центру.

Следите за тем, чтобы люстра располагалась по центру дверного портала или окна (если они расположены в центре стены). Если не позволяет бюджет или нет желания, можно обойтись и без люстры, так как чаще всего используются точечные светильники, а свет, ими излучаемый вечером, вполне достаточен и не резок. Утром и днем яркий свет люстры вовсе не нужен.

Если люстра присутствует в вашем интерьере, ее обязательно необходимо укомплектовать лепной розеткой на потолке. Следите за тем, чтобы форма люстры сочеталась с формой остальных предметов мебели в комнате.

Если люстра классическая, круглая и с большим количеством рожков, она будет гармонично смотреться практически в любом помещении. Большая прямоугольная или овальная люстра должна располагаться по центру комнаты, маленьких круглых или квадратных люстр может быть две.

Светильники, бра и настенные светильники на кронштейнах

На фото: Бра придает интерьеру обеденной зоны в гостиной более уютный облик

Бра — многофункциональный и удобный предмет интерьера, который может пригодиться вам если:

  1. Площадь гостиной не слишком велика и вы не хотели бы занимать половину комнаты торшерами или столиками под лампы.
  2. Вы хотите оформить нишу, диван, картину или зеркало симметричными светильниками или одиночным бра.
  3. Нужно раззонировать помещение.
  4. Высота потолков недостаточно велика. С помощью бра можно зрительно «приподнять» потолок. Это работает в том случае, если настенные светильники обладают удлиненным основанием, абажуром и длинными подвесами под хрусталь.

В комплекте к основанию бра приобретите несколько сменных абажуров. Периодически меняя абажуры, вы сможете каждый раз обновлять свой интерьер без особых усилий, это касается любых светильников. Никогда не оставляйте светильник без абажура, даже если он напоминает настенный подсвечник в дворцовом стиле, иначе он будет выглядеть незаконченным, а яркий свет неприкрытой лампочки будет мешать глазам.

Вы можете разместить бра в центре зеркала, чтобы удвоить количество света и, при этом, сэкономить на втором светильнике. Разместив крепление бра на высоте 2,30-2,50 метров, вы можете зрительно повысить высоту потолков. Никогда не покупайте абажуры для бра, торшеров или настольных ламп одного цвета или рисунка с текстильной обивкой мебели, (особенно, если пара бра висит по обеим сторонам дивана). Если диван обладает темной обивкой, вы можете позволить себе яркие акценты в виде цветных абажуров.

Настольные лампы, торшеры и софиты на треноге

На рисунке: Торшер в интерьере гостиной позволяет освещать диванную зону в темное время суток

Все вышеперечисленные виды светильников могут быть абсолютно разными, с различными основаниями, формами и цветами абажуров, принадлежать к разным стилям и эпохам, здесь вы можете дать волю вашему воображению, особенно в том случае, если основа интерьера выполнена в стиле неоклассика, лофт, хай-тек, поп-арт или модернизм.

Настольные лампы могут быть парными, если располагаются по краям полки, консоли, на одинаковых стойках по обеим сторонам дивана. Во всех остальных случаях вы можете использовать два или больше настольных светильника внутри одного помещения. Чем больше различных переносных светильников для вашей гостиной вы приобретете и чем чаще будете их менять, тем лучше для вашего интерьера. Порой можно найти совершенно неожиданные и оригинальные способы расстановки ламп.

Помещение будет выглядеть больше и уютнее, если вы избавитесь от «затемненных углов». Каждое кресло, стоящее вне диванной зоны, то есть «кресло для чтения» также должно иметь свой столик с лампой или торшером. На Западе сейчас набирает популярность новая и очень необычная модель светильника-софита на переносном основании-прищепке. Его практичность заключается в том, что такую небольшую лампочку можно в любой момент переместить и закрепить на полке, табуретке или столешнице.

Мебель в интерьере гостиной

На фото: Правильно подобранная мебель в диванной позволяет избежать ощущения массивности

Отличительная черта гостиной заключается также и в том, что в этом помещении можно разместить большое количество мебели самого разного назначения. Это вовсе не означает, что можно просто захламить комнату. Поэтому во избежание появления некоего хаоса в гостиной:

  • Разработайте план расположения мебели. Плюс гостиной в том, что расстановку даже крупных предметов можно часто менять, но изначальный план всё же необходим. Найдите максимально удобные места для самых крупных предметов, таких как диваны, книжные шкафы, ширмы, объемные столы и кресла.
  • Чтобы диваны не выглядели очень массивно, подберите модели на ножках, можно даже на зеркальных. Такие ножки будут отражать напольное покрытие или ворсинки ковра, пропускать свет.
  • Используйте низкие диваны и кофейные столики.
  • Добавьте немного эклектики.
  • Используйте взаимозаменяемые предметы мебели и не бойтесь чаще делать перестановки и экспериментировать с уже приобретенной мебелью.

Книги в интерьере гостиной

На фото: Домашняя библиотека способна моментально преобразить интерьер гостиной

Книги для гостиной — это всё равно, что туфли для женщины или галстук для мужчины. Книги — это по-настоящему важно. Они обладают какой-то невероятной магией, и в этом вы можете убедиться сами. Как только в гостиной появляются книжный шкаф, полки или просто этажерка, это моментально приподнимает интерьер на уровень выше, в отличие, например, от телевизора и стерео-системы. Во-первых, книги — действительно отличный аксессуар для интерьера в любом стиле. Яркие и разнообразные краски нигде не сочетаются так хорошо, как на полке с книгами. Положите две-три книги на столик у кресла и… вуаля! Помещение становится уютным, теплым и домашним. Во-вторых, книги говорят о вашем интеллекте. Чем книг больше, тем большее впечатление это произведет на ваших гостей. Вы можете показать свое уважение к традициям в любом интерьере (кстати, именно в самом минималистичном современном интерьере книги смотрятся лучше всего!). Никогда не забывайте о декорировании домашней библиотеки. Книжные полки можно подсветить и украсить аксессуарами. Однако, такой интерьерный прием подходит только действительно читающим людям!

Основные принципы освещения в интерьере

Дата публикации: 02.04.2017 2017-04-02

Статья просмотрена: 2034 раза

Библиографическое описание:

Ажгихин С. Г., Трубоба В. В., Паршина Е. С. Основные принципы освещения в интерьере // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 663-666. — URL https://moluch.ru/archive/147/41421/ (дата обращения: 04.03.2020).

Для того чтобы выполнить дизайн-проект жилого интерьера, необходимо четко разграничивать и определять все этапы, необходимые для грамотного проектирования помещения. Любая работа дизайнера начинается с заполнения технического задания на проектирование, в котором на первой встрече с заказчиком указываются его личные данные и данные его семьи: их увлечения, цветовые предпочтения, режим дня и так далее, а так же параметры проектируемого помещения — высота помещения, несущие конструкции, площадь. Затем дизайнер (или его помощник) выполняет обмерочный чертеж помещения с указанием всех несущих и не несущих конструкций, оконных и дверных проемов, колонн, коммуникаций с привязками к стенам, указанием мокрых зон. Далее дизайнер выполняет несколько вариантов расстановки мебели с учетом предпочтения заказчика. На этом этапе начинает формироваться концепция всего интерьера: после утверждения расстановки мебели можно приступить к выбору цветового направления и текстур с фактурами, которые наполнят данный интерьер. Одним из последних этапов дизайн-проектирования является световой дизайн. Не смотря на то, что к нему приступают в конце, без этого этапа невозможно сформировать красивое и интересное пространство. От светового решения зависит, каким образом мы будем видеть проект в жизни [1].

Читать еще:  Выбор цвета стен в гостиной и оформление с помощью панно, картин и фотообоев

Сфера светового дизайна — далеко не только жилые помещения. Это относится как квартирам, так и к сложным коммерческим пространствам. Известно, наше зрение это 80 % восприятия пространства, а соответственно и 80 % восприятия всей нашей жизни. И то, насколько хорошо мы будем видеть, зависит от работы светового дизайнера, учитывающего факторы влияния освещения на жизнедеятельность человека, а также от специалистов по освещению (светотехников). Правильно подобранное освещение способно не только корректировать геометрию пространства, но и маскировать то, что нужно оставить в тени, высвечивая те или иные зоны, а так же расставляя необходимые акценты в интерьере.

Стоит понимать различие между световым дизайнером и светотехником. Светотехник помогает рассчитать мощность лампочек, их количество и диалюксы. Также помогает воплотить проект в жизнь благодаря соответствию ГОСТам, СанПИНам и другим стандартам. Другими словами светотехника — это светотехнический расчет. Светодизайн — отрасль дизайна, позволяющая создавать световые сценарии в помещении, подчеркивать отдельные зоны в интерьере и скрывать архитектурные недостатки [2].

Для того чтобы заниматься световым дизайном, необходимо знать все особенности зонирования пространства и знать некоторые принципы освещения интерьера, которые мы затронем в данной статье.

Любое жилое помещение, будь то квартира или загородный дом, можно условно разделить на несколько типовых пространств: прихожая, спальня, кабинет, детская, ванная, гостиная. Для каждого из этих помещений мы выявили особенности освещения.

Особенности освещения прихожей, лестницы и коридора. Первое, что нас встречает, когда мы попадаем домой — это прихожая. Прихожая — это место, где у наших гостей формируется первое впечатление о внутреннем пространстве. Поэтому общий свет в прихожей должен быть ярким (как минимум таким же, как в соседних помещениях), но с возможностью диммирования (при использовании его для ориентации в пространстве). Для поддержания функции ориентирующего освещения хорошо подходят проходные схемы включения и выключения. Автоматически системы управления (датчики движения, звука) не только увеличивают комфорт, но и сокращают потребление электроэнергии.

Прихожая и коридоры чаще всего имеют узкую форму — в них уместно использовать освещение для визуального изменения геометрии. Для этой цели хорошо подходит вертикальное освещение одной из стены. Подсветка потолка отраженным светом не подходит для узких помещений, так как делает его визуально выше, а следовательно уже. В коридорах сложной конфигурации повороты и «закоулки», освещенные с разных ракурсов направленными источниками света, становятся интерьерными декоративными островками на пути в глубину жилого пространства.

Если есть лестница, то логично подсветить элементы безопасности (перила) и ступени. Для ступеней подойдет светодиодная лента, а для перил можно выбрать отдельные точечные встраиваемые светильники или линейные встраиваемые светильники. Так же можно использовать комбинирование освещения ступеней и перил. Если при помощи света выделить декоративные элементы лестницы, например пилястры, такая лестница станет намного интереснее. При этом, с помощью одной лестницы можно красиво обыграть лестничный пролет, не прибегая к стандартному подходу в виде свисающей каскадной люстры.

В большинстве прихожих наших квартир можно наблюдать наличие зеркала, и уходя из дома, мы непременно смотримся в него. Зеркало — это место, где мы должны себе понравиться. Если такого не происходит, то настроение на целый день может быть испорчено. Чтобы этого не допустить, к освещению зеркальной группы следует подходить очень детально и грамотно: необходимо создать эффект «без теневого освещения» нашего лица. Для этого недостаточно одного источника света над зеркалом, их должно быть как минимум два и желательно по обе стороны от него. Свет должен быть рассеянным. Это правило можно отнести ко всем местам, где пользуются зеркалом (дом, салон красоты, примерочная и так далее).

Особенности освещения гостиной. Гостиная — это самая многофункциональная зона в интерьере: здесь смотрят телевизор, отдыхают, читают, играют, многие дети делают домашние задания. Также гостиная может играть роль спальни или кабинета. На этапе зонирования и расстановки мебели становится ясно, что это многофункциональная помещение, требующая несколько сценариев освещения.

Гостиная — это место, куда мы приглашаем гостей, поэтому освещение здесь должно быть особенно продуманным. Одного светильника на потолке не достаточно. Секрет хорошего освещения в гостиной прост: для каждой функциональной зоны свое освещение. Равномерное рассеянное освещение помогут создать напольные светильники с абажуром в виде направленной вверх чаши. Если в гостиной есть обеденный стол, то над ним уместен теплый свет, так как он придает пище более «аппетитный» вид. В зоне отдыха у кресла или журнального столика имеет смысл расположить мобильные торшеры или настольные лампы, которые подчеркнут обособленность этого уголка. Отдельные зоны гостиной помогут осветить встроенные в потолок точечные светильники. В качестве ориентирующего света может быть кессонная подсветка. Архитектурные элементы (колонны, арки или открытая кирпичная кладка) будут выглядеть эффектно и таинственно, если их подсветить снизу вверх. Для такого варианта подсветки следует выбирать источники света с низкой цветовой температурой.

Кабинет. В этом помещении приоритетным будет местное освещение стола и рабочей зоны. Основная функция человека в кабинете — работа за письменным столом, требующая особой концентрации и зрительного напряжения вне зависимости от времени суток. Поэтому необходимо создать комфортные условия работы с помощью синтеза различных типов освещения воедино. Общее освещение комнаты не обязательно. При его отсутствии вся нагрузка по световому оформлению пространства ложится на местное освещение. Настольные лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимый объект, оставив остальную часть помещения в полумраке. Для этой цели хорошо подойдут торшеры. Стоит обратить внимание на модели, в которых есть изменяющееся положение кронштейна и регулятор угла поворота светового элемента. При правильном освещении вы сможете работать дольше, не уставая, и не будете рисковать испортить себе зрение. Местное освещение — самый рациональный способ создания яркого освещения на рабочей поверхности. Настольная лампа должна свободно перемещаться. При отсутствии естественного света настольная лампа должна находиться со стороны противоположной рабочей руке хозяина стола (для правшей лампа должна стоять слева). Если в кабинете вы много работаете за компьютером, лучше использовать отраженный или смешанный свет, который помогает сблизить яркость окружающего пространства и яркость монитора.

Спальня. В этой комнате мы начинаем и заканчиваем день, отдыхаем в течение дня, смотрим телевизор, читаем. Поэтому свет должен быть в каждой функциональной зоне. Прежде всего, необходимо понимать, для кого делается спальня — для холостяка, супружеской пары, пенсионеров. Так как спальня обычно рассчитана на двух человек, то и прикроватные источники света, и управление ими должны быть продублированы. Органы управления светом должны быть логичными и удобными (например, переключатель общего освещения в комнате логично сделать при входе и около кровати, чтобы перед сном не вставать). Общее ориентирующее освещение можно выполнить с помощью отраженного или рассеянного света, либо с помощью ритмично расположенных локальных источников — торшеров, бра или спотов. Но бывают случаи, когда заказчики просят не делать потолочное освещение в зоне кровати — оно может светить в глаза.

Местное освещение — играет в спальне главную роль. Торшер, благодаря своей мобильности, один из самых удобных способов освещения спальни. Свет для чтения должен быть прямым, ярким и ограниченным по площади воздействия. К примеру, освещение для чтения удобно расположить на тумбах около кровати или в виде подвесов. В последнем случае удастся освободить рабочую поверхность прикроватного столика. Если спальня содержит зеркальные поверхности, следует избегать бликов. Декоративное освещение очень важно для спальни, но такой свет не должен вызывать резких эмоций.

Детская комната. Детская комната — одно из наиболее многофункциональных помещений в доме. В ней ребенок не только спит и играет, но и занимается досугом. Здесь ребенок должен чувствовать себя как в сказке. В зависимости от возраста в детской сменяются доминирующие поверхности: сначала это пол, позже это письменный стол. Особое внимание уделяют именно освещению рабочего места ребенка, ведь от этого зависит его здоровье. Оно обязательно должно обеспечиваться и общим, и местным освещением. В детской комнате необходимо максимально использовать естественное освещение, а в качестве искусственного освещения желательно использовать теплый свет, так как холодный увеличивает активность детей, что в вечернее время нежелательно.

Общее освещение рекомендовано выполнять с помощью рассеянного света. Такой тип освещения не будет напрягать мышцы глаз. Возможность регулировать яркость — еще одна полезная функция для детской комнаты, помогающая изменить функциональную задачу освещения. Переносные светильники будут полезны ночью: ребенок может взять с собой этот светильник, который будет играть роль ориентирующего освещения. Если ребенок любит почитать перед сном, то светильник в виде бра лучше располагать в изголовье постели. Такое освещение у кровати создаст ощущение покоя и безопасности. Декоративное освещение легко поможет окунуть в сказочную атмосферу, а такие эффекты, как «звездное небо» будь интересны даже взрослому.

Ванна. Ванная это помещение для утреннего умывания, бритья для мужчин и макияжа женщин, душа после спортивных занятий, мытья головы и укладки феном — список того, что мы делаем в ванне огромный. Здесь свет должен дать нам возможность хорошо разглядеть себя. Если в ванной комнате есть окно, то общее освещение не понадобится. Достаточно будет местного освещения отдельных зон — ванны, душа, стиральной машины, зеркала и умывальника. При отсутствии естественного света необходимо иметь освещение двух типов: общее — с рассеянным светом, и местное в зависимости от назначения зоны или требуемого эффекта [4].

Зеркало — самая важная зона в ванной. Оно должно иметь боковое равномерное освещение без теней и слепящего эффекта бликов, которые искажают изображение. Источник света для подсветки зеркала должны иметь высокий индекс цветопередачи и теплую или нейтральную цветовую температуру. Светильники, которые можно двигать, поворачивать, направлять в разные стороны, меняя его интенсивность и даже цвет, помогают моделировать световую среду. Для того, чтобы удобно было искать нужный предмет, в шкафчики и открытые полки встраиваются небольшие светильники.

Кухня. Кухня — это сердце дома, где можно подготовиться к приходу гостей. От того, насколько она будет удобна зависит скорость приготовлении еды, и настрой хозяйки. Освещение в этой зоне квартиры достаточно сложное — на кухне должны быть представлены все типы освещения. Прежде всего, это касается рабочего места. В рабочей зоне для качественной готовки недостаточно общего освещения — встав около столешницы вы будете прикрывать рабочую поверхность своей тенью. Здесь требуется интенсивное освещение — предпочтителен нейтральный спектр ламп и высокий индекс цветопередачи, не искажающий естественного вида пищи. При этом освещение под навесным шкафчиком наиболее эффективно [3].

Если речь идет о столовой, то здесь важно помнить, что свет предназначен для создания спокойной, непринужденной атмосферы и наилучшей сервировки стола. При теплом освещении еда на столе выглядит «вкусно». Для общего освещения хорошо подходит верхний прямой или комбинированный яркий свет. За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Для создания праздничной атмосферы — удачно подойдут яркие галогенные лампы. Для ужина «тет-а-тет» хорошо подходит приглушенное освещение с ограниченным световым пятном. Это может быть местное освещение над обеденным столом в виде подвеса или на столе в виде свечей.

В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые принципы в работе светодизайнера в различных помещениях квартиры. Без консультации специалиста сложно предположить, каким будет освещение. С помощью программ по 3-д моделированию можно построить сцену, расставить объекты освещения, задать им примерные параметры световых приборов, но итогом может быть немного другой результат. Чтобы этого избежать, необходимо изучать светодизайн как дисциплину и применять знания на практике.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector