2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

«Что делать?», анализ романа Чернышевского

Анализ и краткое содержание «Что делать?» (Чернышевский Н. Г.)

Впервые отдельной книгой самое знаменитое произведение Чернышевского – роман «Что делать?» – вышло в 1867 году в Женеве. Инициаторами выхода книги стали русские эмигранты, в России роман к тому времени был запрещен цензурой. В 1863 году произведение еще успели опубликовать в журнале «Современник», но те номера, где были напечатаны его отдельные главы, вскоре оказались под запретом. Краткое содержание «Что делать?» Чернышевского молодежь тех лет передавала друг другу из уст в уста, а сам роман – в рукописных копиях, настолько произведение произвело на них неизгладимое впечатление.

Возможно ли что-то сделать

Молодежь конца XIX века идеи Чернышевского превратила в своего рода программу собственной жизни. Рассказы о многочисленных благородных поступках тех лет стали появляться настолько часто, что на какое-то время стали едва ли не обыденностью повседневной жизни. Многие вдруг осознали, что способны на Поступок.

Наличие вопроса и четкий ответ на него

Характеристика личности автора через его героев

И у писателей, и у читателей, а также всезнающих критиков, бытует мнение, что главные герои произведения – своего рода литературные копии их создателей. Даже если не точные копии, то очень близкие по духу автору. Повествование романа «Что делать?» ведется от первого лица, а автор – действующий персонаж. Он вступает с другими героями в беседу, даже спорит с ними и, словно «голос за кадром», объясняет и персонажам, и читателям многие непонятные для них моменты.

В то же самое время автор доносит до читателя сомнения в своих писательских способностях, говорит, что «даже и языком-то владеет плохо», и уж точно в нем нет ни капли «художественного таланта». Но для читателя его сомнения неубедительны, это опровергает и роман, который создал сам Чернышевский, «Что делать?». Вера Павловна и остальные персонажи настолько точно и разносторонне выписаны, наделены такими уникальными индивидуальными качествами, чего автор, не обладающий истинным талантом, создать был бы неспособен.

Новые, но такие разные

Герои Чернышевского, эти положительные «новые люди», по убеждению автора, из разряда нереальных, несуществующих, в одно прекрасное время должны сами собой прочно войти в нашу жизнь. Войти, раствориться в толпе людей заурядных, потеснить их, кого-то переродить, кого-то переубедить, остальных – неподдающихся – напрочь вытолкнуть из общей массы, избавляя от них общество, словно поле от сорной травы. Художественная утопия, которую ясно осознавал и пытался определить через название сам Чернышевский, – «Что делать?». Особенный человек, по его глубокому убеждению, способен кардинально изменить мир вокруг себя, но как это сделать, он должен определить для себя сам.

Формирование «нового человека» в середине XIX века

Эти два произведения великих русских писателей стали для читателей и окололитературной общественности второй половины XIX века своеобразным маячком – лучом света в темном царстве. И Чернышевский, и Тургенев громко заявили о существовании «нового человека», его необходимости в формировании особенного настроения общества, способного осуществить кардинальные изменения в стране.

Если перечитать и перевести краткое содержание «Что делать?» Чернышевского в плоскость революционных идей, глубоко поразивших умы отдельной части населения тех лет, то многие аллегорические особенности произведения станут легко объяснимыми. Образ «невесты своих женихов», виденный Верой Павловной в своем втором сне, не что иное, как «Революция» – именно такой вывод делают жившие в разные годы литераторы, со всех сторон изучившие и проанализировавшие роман. Иносказательностью отмечены и остальные образы, о которых в романе идет повествование, вне зависимости от того, одушевленные они или нет.

Немного о теории разумного эгоизма

«Что делать?», анализ которого мы даем в нашем обзоре, в итоге гораздо ближе читателю тургеневских «Отцов и детей».

Кратко о сюжете

Как уже смог определить читатель, никогда не бравший в руки роман Чернышевского, главное действующее лицо произведения – Вера Павловна. Через ее жизнь, формирование ее личности, ее взаимоотношения с окружающими, в том числе и мужчинами, раскрывает автор главную мысль своего романа. Краткое содержание «Что делать?» Чернышевского без перечисления характеристик главных персонажей и подробностей их жизней можно передать в нескольких предложениях.

Бытие определяет сознание?

Формирование личности Веры Павловны далеко от закономерности особенностей характера тех ее сверстников, что росли и воспитывались в схожих с нею условиях. Несмотря на свою юность, отсутствие опыта и связей, героиня четко знает, чего она хочет в жизни. Удачно выйти замуж и стать заурядной матерью семейства – это не для нее, тем более что к 14 годам девушка многое умела и понимала. Она прекрасно шила и обеспечивала всю семью одеждой, в 16 лет начала зарабатывать, давая частные уроки игры на фортепьяно. Стремление матери выдать ее замуж встречает твердым отказом и создает собственное дело – швейную мастерскую. О сломанных стереотипах, о смелых поступках сильного характера произведение «Что делать?». Чернышевский по-своему дает объяснение устоявшемуся утверждению, что сознание определяет то бытие, в котором находится человек. Определяет, но только так, как решает он сам – либо следуя по выбранной не им дороге, либо находит свою собственную. Вера Павловна сошла с пути, уготованном ей матерью и той средой, в которой она жила, и создала свой путь.

Между сферами мечтаний и действительности

Определить свой путь еще не значит его найти и идти по нему. Между мечтами и воплощением их в действительность лежит огромная пропасть. Кто-то не решается перепрыгнуть через нее, а кто-то собирает всю свою волю в кулак и делает решительный шаг. Так отвечает на поднятую проблему в своем романе Чернышевский «Что делать?». Анализ этапов формирования личности Веры Павловны вместо читателя осуществляет сам автор. Он проводит его через воплощение героиней своих мечтаний о собственной свободе в действительность благодаря активной деятельности. Пусть это трудный, но прямой и вполне проходимый путь. И по нему Чернышевский не только направляет свою героиню, но и позволяет ей добиться желаемого, давая читателю понять, что только деятельностью можно достичь заветной цели. К сожалению, автор подчеркивает, что не каждый выбирает этот путь. Далеко не каждый.

Отражение действительности через сны

В довольно необычной форме написал свой роман «Что делать?» Чернышевский. Сны Веры – всего их в романе четыре – раскрывают глубину и своеобразность тех мыслей, которые вызывают в ней реальные события. В первом своем сне она видит себя освобожденной из подвала. В этом некий символизм ухода из собственного дома, где ей была уготована неприемлемая для нее участь. Через идею освобождения таких же, как она, девушек Вера Павловна и создает свою мастерскую, в которой каждая швея получает равную долю от общего ее дохода.

Второй и третий сон объясняют читателю через реальную и фантастическую грязь, чтение Верочкиного дневника (которого она, кстати, никогда не вела) то, какие мысли о существовании различных людей овладевают героиней в разный период ее жизни, что она думает о своем втором замужестве и о самой необходимости этого замужества. Объяснение через сны – удобная форма изложения произведения, которую выбрал Чернышевский. «Что делать?» – содержание романа, отраженное через сны, характеры главных действующих лиц в снах – достойный образец применения Чернышевским этой новой формы.

Идеалы светлого будущего, или Четвертый сон Веры Павловны

Если первые три сна героини отражали ее отношение к свершившимся фактам, то ее четвертый сон – мечты о будущем. Достаточно более детально вспомнить его. Итак, Вере Павловне снится совершенно иной мир, неправдоподобный и прекрасный. Она видит множество счастливых людей, живущих в чудесном доме: роскошном, просторном, окруженном изумительными видами, украшенном бьющими фонтанами. В нем никто не чувствует себя обездоленным, на всех – одна общая радость, одно общее благосостояние, в нем все равны.

Утопия и ее предсказуемый финал

Как всем известно, свой главный труд – роман «Что делать?» – Николай Чернышевский писал, находясь в заключении. Лишенный семьи, общества, свободы, видя в застенках реальность совершенно по-новому, мечтая об иной действительности, писатель излагал ее на бумаге, сам не веря в ее осуществление. То, что «новые люди» способны изменить мир, в этом Чернышевский не сомневался. Но то, что под властью обстоятельств выстоит не каждый, и не всякий будет достоин лучшей жизни – это он тоже понимал.

Чем заканчивается роман? Идиллическим сосуществованием двух близких по духу семей: Кирсановых и Лопуховых-Бьюмонтов. Маленький мир, созданный деятельными, полными благородства помыслов и поступков людьми. Много вокруг подобных счастливых сообществ? Нет! Это ли не ответ на мечты Чернышевского о будущем? Кто хочет создать свой собственный благополучный и счастливый мир, тот его создаст, кто не захочет – будет плыть по течению.

Читать еще:  Дополнительный пакет минут мтс коннект. Как отключить дополнительный пакет интернета на мтс

Анализ романа «Что делать» Н. Г. Чернышевского

«Что делать» — известный роман Н. Г. Чернышевского, написанный им во время заточения в Петропавловской крепости в 1862-1863 годах. Рукопись была передана комиссии по цензуре, которая усмотрела в романе только любовную линию и разрешила публикацию. Однако позже цензоры увидели и революционное начало в этом произведении, но роман уже был опубликован в журнале «Современник». Номера с этим романом были изъяты, но все же в рукописном виде он разошелся в массы.

Сюжет произведения

Вера Павловна Розальская – главная героиня романа, не желая выходить замуж за богатого жениха, вступает в фиктивный брак с Лопуховым, студентом- медиком – благородным и порядочным человеком. Таким образом Вера Павловна покидает отчий дом. Будучи человеком самостоятельным и деятельным, она пытается найти свое предназначение. Она открывает швейную мастерскую, куда набирает девушек, которые так же, как и она заинтересованы в развитии дела.

Затем Вера Павловна влюбляется в друга своего фиктивного мужа Александра Кирсанова. Кирсанов испытывает к ней взаимные чувства, но для того чтобы не рушить семью своего друга Кирсанов надолго их покидает. В последствии поняв, что брак тяготит Веру, Лопухов инсценирует свое самоубийство, тем самым дает возможность Вере и Кирсанову быть вместе. Лопухов же уезжает в Америку, там он становится агентом английской фирмы, затем возвращается в Россию, женится, и сообщает о своем возвращении семейству Кирсановых.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отдельные страницы Чернышевский посвящает Рахметову. Несмотря на то, что он герой второго плана, для Чернышевского он является особенным. В Рахметове автор хотел собрать все качества «новых» людей того времени. Он изучает революционную литературу и является ярым приверженцем своего дела. Он не позволял себе излишеств, ел дешевые продукты, спал на войлоке, тяжело трудился. Все это он делал для того, чтобы лучше понять жизнь простых людей. Свою жизненную цель он видел в служении на благо простому народу.

Характеристика главных героев

  • Вера Павловна Розальская – главная героиня романа, молодая девушка, выросла в Петербурге, училась в пансионе, хорошо шьет, веселая, общительная, несмотря на юность, представляет собой зрелую личность, ответственная, самостоятельная. Большое место в романе отведено снам Веры Павловны. Через ее сны Чернышевский выражает свои философские размышления.
  • Лопухов – студен-медик, честный, благородный, порядочный, относится к новому поколению. Он бескорыстно помогает Вере Павловне, предлагает заключить ей фиктивный брак, что бы она могла покинуть родной дом и избежать нежелательного замужества. Будучи в фиктивном браке не настаивает на отношениях между ним и Верой. Видя, что Вера Павловне несчастна с ним в браке, инсценирует свое самоубийство, тем самым дает ей возможность освободится от брачных уз.
  • Кирсанов – лучший друг Лопухова, честный, порядочный, серьезный, умный, ответственный, работает в госпитале. Он любит жену Лопухова, Веру Павловну Розальскую, но старается не мешать их семейной жизни и исчезает. После инсценированного самоубийства Лопухова, женится на Розальской.
  • Рахметов — друг Кирсанова и Лопухова, дворянин, яркая, неординарная личность, настоящий революционер, автор называет его «особенным человеком». Он неуклонно следует своим принципам. Несмотря на то, что он дворянин, ведет аскетический образ жизни, хочет понять жизнь простых людей. Влюбившись однажды, он всячески подавляет в себе это чувство, так как считает, что оно будет мешать ему в его высоких помыслах.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Значение снов Веры Павловны в произведении

Отдельное место в романе отведено снам Веры Павловны. В первом сне в завуалированном виде идет речь о революции, которая поможет женщинам отстаивать свои права. Во втором сне речь едет о «чистой грязи» — то есть простом народе, главное для них это труд. «Грязь гнилая» — это те люди, которые живут за счет труда других людей.

В четвертом сне речь идет о прошлом, настоящем и будущем человечества. Ей опять снится образ революции, который вещает о равенстве и свободе.

Проблематика произведения

В своём романе Чернышевский затрагивает множество острых вопросов того времени.

Основными проблемами романа являются:

  • проблема места женщины в обществе того времени
  • проблема кризиса самодержавного строя
  • проблема нравственного выбора
  • тяжелая жизнь бедных людей

В первую очередь автор поднимает проблему места женщины в обществе того времени. Женщины не могут устроиться на приличную работу и сами себя обеспечивать, вместо этого им остается лишь выходить замуж по расчету. В такой же ситуации оказалась и Вера Павловна, но благодаря Лопухову, ей удалось избежать такой участи. Чернышевский поднимает вопрос бесправия и беспомощности женщин того времени. И в лице Лопухова и Кирсанова призывает относиться к женщине как к равному человеку.

Кризис самодержавия наступил уже достаточно давно, люди хотели революции, их желание становились все сильнее и сильнее. Монархия же весьма вяло боролась с новым мировоззрением и инакомыслием.

Каждый из главных героев романа проходит испытание проблемой нравственного выбора. Вера вступила в фиктивный брак не по любви, но всячески пытается его сохранить. Кирсанов не желая разрушать семью друга надолго покидает своих друзей. Лопухов видя страдания Веры, инсценирует самоубийство и тем самым освобождает ее от уз брака. Следует отметить что все герои выдерживают с достоинством эти испытание.

Проблема нищеты так же является злободневной для того времени. Для того что бы женщина могла существовать ей приходилось выходить замуж за богатого мужчину. Именно заботы о материальном состоянии своей дочери заставляют мать Веры забыть о морали и приводят ее к нравственной деградации.

Основная идея произведения

Герои романа Чернышевского созданы им как пример для подражания молодежи. В своем «особенном» герое Рахметове Чернышевский дает читателям ответ вопрос «Что делать?». Основная идея произведения показать читателю нового деятельного человека, цель которого – жить и действовать на благо своего народа. Роман интересен в первую очередь тем, что автор не просто описывает и негодует о сложившейся на тот момент социальной и морально-нравственной ситуацией, но и выдвигает пути на его взгляд правильного решения. Характером Рахметова автор призывает читателей того времени отказаться от своих эгоистических мотивов, призывает не обращать внимание на разницу в сословиях. В образе Рахметова Чернышевский раскрывает основную идею романа – решимость отстаивать светлые идеалы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Анализ романа «Что делать»

Как известно, Чернышевский написал роман «Что делать» в Петропавловской крепости менее чем за четыре месяца, но за это время он лишь воплотил давно задуманное.

Почему цензура пропустила роман, оказавший такое влияние на несколько поколений русских революционеров? Возможно, цензоры сначала запутались в сюжетных линиях романа, в которых увидели эффектное, детективное начало и любовные мотивы (страдания девушки в родной, но чуждой ей семье; любовь к человеку высоких гражданских идеалов; любовный треугольник, выход из которого находит героиня), и не разглядели замысел.

Сквозная линия повествования — рассказ о формировании молодого поколения строителей новой жизни. Главное здесь не сюжет, а мысль, организующая структуру, систему образов произведения, написанного в жанре философско-утопического романа. В произведении соединяются описания семейной жизни героев, процесса овладения ими новой идеологией и моралью и путей претворения идеалов в жизнь.

Художественное единство роману придает образ автора-повествователя. Он неожиданно появляется в «Прологе. уже после первых двух заинтриговавших читателей разделов и вступает с ними в диалог. Возникают образы «благородной» читательницы (друга), «проницательного читателя (консерватора) и «некоторой доли людей», «доброй, сильной, честной» публики, которых рассказчик «уважает».

В разговоре с разнородными читателями Чернышевский использует и иронию, и насмешку, и сарказм, и добродушие. Писатель пользуется приемом литературной маски, скрывая за ней собственную точку зрения. Автор-рассказчик признается в том, что у него «нет ни тени художественного таланта», но «что все достоинства повести даны ей только ее истинностью».

На протяжении романа автор-повествователь беседует с читателем о разных социальных, политических, философских, нравственных проблемах: о материализме и социализме, о борьбе за женское равноправие, о новых морально-этических нормах поведения людей, о революционерах. Эти беседы и организуют повествование.

Композиция романа обусловлена авторской мыслью, показывающей поступательное развитие жизни от прошлого через настоящее к будущему: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны.

Снам Веры Павловны принадлежит особая роль в композиции. Они объясняют ключевые элементы сюжета, переломные этапы духовной жизни героини. В первых двух сновидениях завершены взаимоотношения Веры Павловны с «пошлыми людьми» старого мира и прослежен переход ее в «общество чист людей».

«Первый сон Верочки» — символические картины, рисующие взаимосвязь личного освобождения героини и освобождения во обще всех девушек из «подвала». Из «Второго сна Веры Павловны читатель узнает о спорах в лопуховском кружке по поводу естественно-научных трудов немецкого химика Либиха, философских дискуссий, о законах исторического прогресса и гражданской войне в Америке.

В домашнем молодежном «университете» Вера Павловна усвоила мысль о том, что «жизнь имеет главным своим элементом труд», и приняла решение организовать трудовое товарищество нового типа.

Второй сон — это развернут; притча, близкая к духовной прозе. Третий сон психологически обосновывает сюжет о втором замужестве героини, а в четвертом сне представлен духовный мир резвившейся личности Веры Павловны и создан образ прекрасного будущего: женской эмансипации и социального обновления всего человечества.

Особенно важную роль в художественной структуре романа играет четвертый сон Веры Павловны. Он характеризует самосознание героини на определенном этапе ее жизни.

Чернышевский передает функцию повествования самой героине. Именно в этом сне показаны идиллические картины светлого будущего. Опираясь на опыт произведений социалистов-утопистов, в специальном авторском отступлении автор утверждает: «Чистейший вздор, идиллия недоступна; она не только хорошая вещь почти для всех людей, но и возможная, очень возможная», она «не в силах создать для своих картин ни одного элемента, кроме даваемых ей действительностью».

Читать еще:  Можно ли наносить водоэмульсионную краску на поверхность, окрашенную водоэмульсионной краской?

В этом подробном, длительном сновидении проходит вся и история человечества, но под определенным углом — роли и положения женщины в обществе. В итоге Вера Павловна узнает в «светлой красавице» себя: «это она сама, но богиня», и определяет она одним словом — «равноправность».

Один из ярких образов «сна» — «хрустальный дворец», в котором живут люди будущего. Его изображение восходит к представленному Чернышевским обозрению дворца, построенному в Лондонском Гайд-парке для Всемирной выставки.

Из описания реального торжества открытия Хрустального дворца и формируется поэтика четвертого сна Веры Павловны, в эти фантастические элементы жизни простых людей, умеющих трудиться и радоваться, ведущих «здоровую и спокойную жизнь».

Эти громаднейшие, великолепнейшие залы, способные вместить огромное количество людей, оранжереи, оркестры, великолепная сервировка … Продумано все, вплоть до материалов, из которых сооружено все это великолепие: стекло, хрусталь и алюминий (во времена Чернышевского алюминий в промышленных масштабах не производился, считался металлом будущего и стоил дороже золота вплоть до начала XX века).

Фантазия автора распространяется на весь земной шар: земля во сне Веры Павловны превращается в благодатный цветущий сад: «все пространство … зеленеет и цветет». Главное же — всем хорошо: «всем и много места, и довольно работы, и просторно, и обильно». Рай на земле. Исполнение мечты-сказки.

На резонный вопрос «Как же это сделалось?» у автора готов ответ: люди «только стали умны, стали обращать на пользу себе громадное количество сил и средств, которые прежде тратили без пользы или прямо во вред себе». Теперь люди много работают и много веселятся. Важно много работать, потому что «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Люди будущего все как один — «счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения».

Справедливости ради отметим, что, например, изображение мастерской героини — не просто плод фантазии автора. На самом деле существовали такие общественные организации (швейные, сапожные мастерские, артели переводчиков и переплетчиков), которые ставили перед собой цель формирования общественного сознания простого народа. Для Чернышевского и его единомышленников коммуны были приметой будущего, и появление их вселяло надежду на свершение социальной революции.

Сон кончается призывом: «будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести».

Могли ли оставить равнодушными разночинцев, людей из народа, демократов, людей, стремящихся к справедливости и равноправию, столь заманчивые утопические картины будущего и призывы приближать его?

Приблизить светлое будущее призваны «новые люди» которые видя свою «выгоду» в «разумном эгоизме»: в желании приносить пользу другим людям, трудиться, «делать добро другим». Помочь им в этом должна, по Чернышевскому, сила разума.

«Новые люди» — посредники между «пошлыми» и «высшими», людьми «другой породы». Образец «высших» — «особенный человек» Рахметов. Это образ профессионального революционера, который «любит возвышенней и шире», для которого общее дело — высшая потребность.

Отказавшись от сословных привилегий и богатства, он воспитал себя сам. Автор сравнивает его с богатырем, гигантом-бурлаком «геркулесовской силы» Никитушкой Ломовым. Рахметов вел «самый суровый образ жизни, «отдыха ему не было нужно», «роскоши и прихоти — никакой исключительно то, что нужно».

В частности, он полагал нужны читать только Гоголя. Испытывая себя, лежал на гвоздях, отчего все тело оказалось израненным. Отказался от любви во имя общего дела. Это «экземпляр очень редкой породы», «мало их, но им расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мал их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало…это двигатели двигателей, это соль соли земли».

Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов — не «особенные» люди как Рахметов, которого они даже побаиваются, но они «новые люди. Вера Павловна с новым мужем тоже приближают светлое будущее: «Они живут весело и дружно, работают и отдыхают и наслаждаются жизнью, и смотрят на будущее с твердою и совершенно основательной уверенностью, что чем дальше, тем лучше будет».

Роман заканчивается спором автора-повествователя с сомневающимся читателем: «Если вам теперь не угодно слушать, я, разумеется, должен отложить продолжение моего рассказа до то времени, когда вам угодно будет его слушать. Надеюсь дождаться этого довольно скоро».

Сам Чернышевский не считал себя писателем — его призванием была работа для общественного блага, просвещения, освобождения народа от крепостною права и самодержавия. Ради этого он готов был на гонения, преследования, лишения. Он выдержал и арест, и унизительную «гражданскую казнь», и каторжную тюрьму, и сибирские рудники, и ссылку. Такое мужество и самоотречение не могло не сделать его вождем революционной легендарной фигурой, а его роман — учебником жизни, священной книгой русских революционеров.

Анализ романа «Что делать» Н.Г. Чернышевского

Анализ романа «Что делать» Н.Г. Чернышевского для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе.

1. «Новые люди» и «особенный человек» как два типа положительных героев.
2. Утопические взгляды Чернышевского на будущее и способы их реализации в романе.
3. Место романа «Что делать?» в истории русской литературы и общественной мысли.

Роман «Что делать?», самое известное произведение Н.Г. Чернышевского, написан в одиночной камере Петропавловской крепости, куда он был помещен после ареста, фактически за четыре с половиной месяца. Опубликован роман был в 1863 году, так как цензура не сразу разобралась в революционном смысле произведения. Это роман дидактический и утопический. Чернышевский мечтал о том, чтобы уже в процессе чтения обыкновенный человек стал человеком новым в том смысле, в котором понимает это слово сам автор, а некоторые из читателей решили бы стать на путь особенных людей, о которых сам автор сказал: «Мало их, но ими расцветает жизнь. Они двигатели двигателей, соль соли земли».

Художественное своеобразие романа, помимо всего прочего, и заключается в двойном понимании положительного героя, через которого выражаются авторские идеалы.

В центре внимания – герои, которых Чернышевский называет «новыми» в силу их нетрадиционного отношения к социальным и моральным ценностям общества, в котором они и живут. Это Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Катя Полозова, девушки из мастерской Веры Павловны, которых она сумела приобщить к тем взглядам, которых придерживалась сама. Это люди, для которых главное – честность и порядочность в отношении друг к другу, равнодушное отношение к богатству, не заработанному честным собственным трудом, и в то же время желание жить достойно, не отказывая себе в мелких радостях бытия типа мягких козловых башмачков и кофе со сливками.

Вышедшие из среды разночинцев, учившиеся на «медные гроши», они самым главным в жизни считают достойный труд и желание блага ближнему. У них формируется так называемая «теория разумного эгоизма», суть которой заключается в том, что человеку может быть хорошо, только когда хорошо окружающим. Делая доброе дело другим, даже ущемляя свои собственные права и возможности, человек становится счастлив от того, что счастливы близкие люди. Эту теорию персонажи проверяют своей жизнью. Когда Лопухов увидел, что Верочку Розальскую необходимо спасти от ее собственной матери, которая намеревается выдать ее замуж за богатого и безнравственного Сторешникова, он решает жениться на ней, хотя для этого приходится бросить учебу и искать работу. Данные своих научных изысканий он передает совершенно бескорыстно своему другу Кирсанову, облегчая ему путь к получению диплома. Вера Павловна заводит мастерские для бедных девушек, спасая их от панели и чахотки, а прибыль делит поровну. В случае замужества дает за девушкой солидное приданое. Когда Вера Павловна полюбила Кирсанова, она сообщает об этом своему мужу, безгранично ему доверяя, а он инсценирует собственное самоубийство, освобождая Верочку от брачных уз.

В результате эта всеобщая самоотверженность приводит к всеобщему счастью: Лопухов, разбогатев честным путем где-то в Америке, находит любовь и взаимопонимание с подругой Веры Павловны Катей Полозовой.

Рационализм, нормативность такого построения сюжета очевидны, да автор и не скрывает этого, выдавая желаемое за действительное. Нравственность новых людей не опирается на религию. Чтобы представить новый способ отношений, писатель схематизирует человеческую природу.

Это замечание еще в большей степени касается «особенного человека» – дворянина Рахметова, отказавшегося от всех прав и благ своего сословия и даже личного счастья ради счастья всех людей. Рахметов закаляет себя в ожидании будущих испытаний и страданий, укрепляет себя физически и духовно: работает бурлаком на Волге, получив прозвище Никитушки Ломова, ограничивает себя в еде, не позволяя никаких деликатесов, даже если материальное положение позволяет (и эта мелочь отличает его от «новых людей!»), спит на войлоке, утыканном гвоздями, или вообще не спит по трое суток, закаляя свою волю, проводя время зачтением книг. «Дело», которому служит Рахметов, конкретно не показано по цензурным соображениям, но общая атмосфера 60-х годов XIXвека позволяла сделать правильный вывод: он революционер, как и сам автор, и его соратники.

Утопические взгляды Чернышевского наиболее полно выразились в 4-м сне Веры Павловны. С помощью этого условного приема, не сковывающего свободу фантазии, Чернышевский пытается заглянуть в будущее. Его представления о будущем оптимистичны, и это самое главное. Человечество, по мнению Чернышевского, осуществит свое право на свободу, труд, творчество и личное счастье. Другое дело, что само понимание Чернышевским счастья наивно и ограничено. В будущем Чернышевского нет места личным чувствам и качествам, вернее, они рассматриваются как исключение из правил. Членам сообщества предоставлены бесплатно все условия для нормальной, вернее, нормативной жизни, но если потребности личности выходят за пределы нормы (захочется чего-то вкусного или особо красивых нарядов), то за это надо платить. Сами же формы оплаты за труд в будущем обществе не оговариваются. Нет семьи как ячейки общества, как самого крепкого человеческого сообщества, включающего в себя и личные, и альтруистические отношения.

Читать еще:  Монолитный ленточный фундамент для дома

Кое-что из предсказанного Чернышевским, едва начав сбываться, превратилось в свою противоположность, например, активное изменение природы, переброска северных рек в пустыню, постройка каналов и т.д. привели к невосполнимым потерям экологического равновесия планеты; алюминий как материал будущего устарел, человечество все больше и больше ценит природные, натуральные материалы. Люди все больше больше концентрируются в мегаполисах, а не в поселениях на лоне природы. Предсказывать будущее – сложное и неблагодарное дело, и Чернышевский не одинок в своих ошибках и заблуждениях.

В обществе будущего нет опасений нужды или горя, но нет и воспоминаний. Это люди без прошлого. Иллюстрируется представление Чернышевского о гармоническом человеке, в жизни которого сочетаются необременительный, приятный труд с песнями, развитие творческих способностей человека (хор, театр), отдых, веселье (танцы и песни), любовь и продолжение рода, забота о здоровье, уважение к старикам. Но эта разумность и гармония оказываются неубедительными, так как не выделены проблемы личности в ее отношении к другим членам общества; в своем стремлении к легкой и беззаботной жизни люди будущего лишаются прошлого, исторической памяти, обходят стороной сложности бытия. Призыв «Любите будущее, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести» оказывается излишне публицистическим, голословным и декларативным.

Н. Г. Чернышевский «Что делать?»: описание, герои, анализ романа

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» создан им в камере Петропавловской крепости в период с 14/12/1862 по 4/04/1863 гг. за три с половиной месяца. С января по апрель 1863 г. рукопись частями передавалась в комиссию по делу писателя для цензурирования. Цензура ничего предосудительного не нашла и разрешила публикацию. Недосмотр вскоре был обнаружен и цензора Бекетова отстранили от должности, но роман уже опубликовали в журнале «Современник» (1863, No 3—5). Запреты номеров журнала ни к чему не привели и книга разошлась по стране в «самиздате».

В 1905 г. при императоре Николае Втором запрет на издание сняли, а в 1906 г. книга издана отдельным тиражом. Интересна реакция читателей на роман, которые разделились по мнениям на два лагеря. Одни поддерживали автора, другие сочли роман лишённым художественности.

Анализ произведения

В книге автор поднимает следующие вопросы:

1. Социально-политическое обновление общества путем революции. В книге автор из-за цензуры не мог развернуть данную тему подробнее. Она даётся полунамёками в описании жизни Рахметова и в 6-й главе романа.

2. Нравственные и психологические. Что человек силой своего ума способен создать в себе новые заданные моральные качества. Автор описывает весь процесс от малого (борьба против деспотизма в семье) и до масштабного, то есть революции.

3. Женская эмансипация, нормы семейной морали. Данная тема раскрывается в истории семьи Веры, в отношениях трёх молодых людей до мнимого самоубийства Лопухова, в 3- х первых снах Веры.

4. Будущее социалистическое общество. Это мечта о прекрасной и светлой жизни, которую автор разворачивает в 4-м сне Веры Павловны. Здесь же видение облегчённого труда при помощи технических средств, т. е. техногенное развитие производства.

(Чернышевский в камере Петропавловской крепости пишет роман)

Пафос романа — пропаганда идеи преобразования мира через революцию, подготовка умов и ожидание её. Более того, желание активного в ней участия. Главная цель произведения — разработка и внедрение новой методики революционного воспитания, создания учебника по формированию нового мировозрения для каждого думающего человека.

Сюжетная линия

В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.

Сюжет таков. Есть обычная девушка Вера Павловна Розальская, которую корыстная мать всячески старается выдать за богача. Пытаясь избежать этой участи девушка прибегает к помощи своего друга Дмитрия Лопухова и заключает с ним фиктивный брак. Таким образом, она получает свободу и покидает дом родителей. Впоисках заработка Вера открывает швейную мастерскую. Это не совсем обычная мастерская. Здесь нет наёмного труда, работницы имеют свою долю в прибыли, поэтому заинтересованы в процветании предприятия.

Вера и Алекандр Кирсанов обоюдно влюблены. Чтобы освободить мнимую жену от угрызений совести Лопухов инсценирует самоубийство (именно с описания его и начинается всё действие) и уезжает в Америку. Там он приобретает новое имя Чарльз Бьюмонт, становится агентом английской фирмы и, выполняя её задание, приезжает в Россию для приобретения стеаринового завода у промышленника Полозова. Лопухов дома у Полозова знакомится с его дочерью Катей. Они влюбляются друг в друга, дело заканчиваетсясвадьбой.Теперь Дмитрий объявляется перед семьёй Кирсановых. Начинается дружба семьями, они поселяются в одном доме. Вокруг них образовывается круг «новых людей», желающих устроить свою и общественную жизнь по-новому. Жена Лопухова-Бьюмонта Екатерина Васильевна также присоединяется к делу, устраивает новую швейную мастерскую. Такая вот счастливая концовка.

Главные герои

Центральный персонаж романа — Вера Розальская. Особа общительная, относится к типу «честных девушек», не готовых идти на компромисс ради выгодного брака без любви. Девушка романтичная, но, не смотря на это, вполне современная, с хорошими административными задатками, как сказали бы сегодня. Поэтому она смогла заинтересовать девушек и организовать швейное производство и не одно.

Ещё один персонаж романа — Лопухов Дмитрий Сергеевич, студент медицинской академии. Несколько замкнут, предпочитает одиночество. Он честен, порядочен и благороден. Именно эти качества подвигли его помочь Вере в её тяжёлой ситуации. Ради неё он бросает учёбу на последнем курсе и начинает заниматься частной практикой. Считаясь официальным мужем Веры Павловны, он ведёт себя по отношению к ней в высшей степени порядочно и благородно. Апогеем его благородства становится его решение инсценировать собственную смерть, чтобы дать любящим друг друга Кирсанову и Вере объединить свои судьбы. Так же, как и Вера, он относится к формации новых людей. Умён, предприимчив. Об этом можно судить хотя бы потому, что английская фирма доверила ему очень серьёзное дело.

Кирсанов Александр муж Веры Павловны, лучший друг Лопухова. Очень импонирует его отношение к жене. Он не просто нежно любит её, но и ищет для неё занятие, в котором она могла бы самореализоваться. Автор испытывает к нему глубокую симпатию и отзывается о нём, как о человеке отважном, умеющим вести до конца то дело, за которое взялся. При этом, человек честный, глубоко порядочный и благородный. Не зная об истинных отношениях Веры и Лопухова, влюбившись в Веру Павловну, надолго исчезает из их дома, дабы не нарушать покой любимых им людей. Только болезнь Лопухова принуждает его появиться для лечения друга. Фиктивный муж, понимая состояние влюблённых, имитирует свою смерть и освобождает место для Кирсанова рядом с Верой. Таким образом, влюблённые обретают счастье в семейной жизни.

(На фотографии артист Карнович-Валуа в роли Рахметова, спектакль «Новые люди»)

Близкий друг Дмитрия и Александра революционер Рахметов — наиболее значимый герой романа, хотя ему отведено в романе немного места. В идейной канве повествования ему выпала особая роль и посвящено отдельное отступлении в 29 главе. Человек неординарный во всех отношениях. В 16 лет оставил на три года университет и бродил по России в поисках приключений и воспитания характера. Это человек с уже сформированными принципами во всех сферах жизни, в материальной, физической и духовной. При этом, обладающий кипучей натурой. Он видит свою дальнейшую жизнь в служении людям и готовится к этому, закаляя свой дух и тело. Отказался даже от любимой женщины, потому что любовь может ограничить его в действиях. Он хотел бы жить как большинство людей, но не может себе этого позволить.

В русской литературе Рахметов стал первым революционером практиком. Мнения о нём были совершенно противоположными, от негодования, до восхищения. Это — идеальный образ революционера — героя. Но сегодня, с позиции знания истории, такой человек мог бы вызвать только сочувствие, так как мы знаем насколько точно история доказала правоту слова императора Франции Наполеона Бонапарта: «Революции задумывают герои, исполняют дураки, а её плодами пользуются мерзавцы». Возможно, озвученное мнение не вполне вписывается в рамки сформированного десятилетиями образа и характеристики Рахметова, но это, действительно, так. Вышесказанное нисколько не умаляют качества Рахметова, потому что он герой своего времени.

По признанию Чернышевского, на примере Веры, Лопухова и Кирсанова, он хотел показать обыкновенных людей нового поколения, которых тысячи. Но без образа Рахметова у читателя могло бы сложиться обманчивое мнение о главных героях романа. По мнению писателя, все люди должны быть такими как эти три героя, но высшим идеалом, к которому должны стремиться все люди, это образ Рахметова. И с этим я полностью согласен.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector