0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Какая пара у л. Как различать звонкие и глухие согласные

Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

Согласные звуки делятся на:

    мягкие и твердые;

звонкие и глухие;

парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г’эн], лён – [л’он], диск – [д’ыск], люк – [л’ук], вяз – [в’яз], трель – [тр’эл’].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р’], [п] — [п’], [м] — [м’], [в] — [в’], [д] — [д’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [з] — [з’], [б] — [б’], [г] — [г’], [н] — [н’], [с] — [с’], [л] — [л’], [т] — [т’], [х] — [х’]. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Звонкие и глухие согласные звуки

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:

Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Б

(бэ)

П

(пэ)

Д

(дэ)

Т

(тэ)

З

(зэ)

С

(эс)

Г

(гэ)

К

(ка)

В

(вэ)

Ф

(эф)

Ж

(жэ)

Ш

(ша)

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:

Читать еще:  Часы как часть интерьера

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

Л

(эль)

М

(эм)

Н

(эн)

Р

(эр)

Й

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

Х

(ха)

Ц

(цэ)

Ч

(че)

Щ

(ща)

Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Закрепление знаний на практике

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

дочка – точка

бочка – почка

шар – жар

удочка – уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник).
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный? (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.).
  3. Прочитайте пословицу: «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Парные согласные в русском языке: примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

примеры слов с парными согласными

Звонкие (с участием голоса)

Глухие (без участия голоса)

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Урок по русскому языку «Как отличить звонкие согласные от глухих»

Конструкт урока по теме «Как отличить звонкие согласные от глухих» для 2 «Д» класса

Тема урока: « Как отличить звонкие согласные от глухих ».

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: «Школа России».

Цель: различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

освоение разных способов различения звонких и глухих звуков;овладение умением различать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки с помощью ленты букв

развитие умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

развитие умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;

развитие умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;

развитие потребности совершенствовать свою устную и письменную речь

умения применять знания о способах различения звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

умения проявлять свою устную и письменную речь

умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;

умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;

Оборудование урока для учителя: презентация, рабочая тетрадь, учебник.

Оборудование урока для учащихся: конверты с заданием, учебник, рабочая тетрадь.

• умение слушать и слышать собеседника;

Словесный метод: слово учителя.

— Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы попробуйте её угадать.

С виду инструмент простой.

Он внутри, совсем пустой.

По бокам обтянут кожей.

На кастрюльку он похожий.

Стукнешь палочкой: «Бам – бам!»

— что такое барабан?

-Какой звук вы слышите в начале этого слова?

— С помощью какой буквы обозначается этот звук?

— Повторим правило посадки

— Пропишите букву б.

— Пропишите слово барабан. Какое задание вы предложите для работы с этим словом?

А теперь подчеркните согласные звуки в этом слове. А что объединяет эти согласные?

— Они бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие.

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Читать еще:  Подключение посудомоечной машины

Словесный метод — слово учителя, беседа.

— Сейчас я прочитаю стихотворение Агнии Львовны Барто, а вы ответьте на вопрос: Услышали ли вы бой барабана?

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд,

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Полтора часа подряд.

– Ну что, услышали?

– А в каких словах это особенно слышалось?

– Повторением, какого звука передается барабанный бой?

– Ну-ка еще раз вместе ударим в барабан: б-б-б…

– Звонко бьет наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук [б].

– Но дальше случилось вот что:

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

– Изменятся ли удары барабана?

– Будут ли они звучать звонко?

– Попробуйте изобразить их.

– Давайте сравним звуки [б] и [п].

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

— Это новая тема для нас? Сформулируйте цель.

– Оцените свои знания по теме звонкие и глухие согласные. Если вы легко отличаете звонкие и глухие согласные — зеленый круг, если испытываете затруднения — желтый, а если вы не помните как отличить звонкий согласный от глухого — красный.

— Повторением звука [б]

— Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо

— Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса // Звонкий и глухой

— Звонкие и глухие согласные звуки

— Научиться различать звонкие и глухие, а также парные и непарные согласные звуки.

• уважительное отношение к иному мнению.

• умение следовать учебным действиям.

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

Словесный метод — слово учителя, беседа.

Наглядный метод — презентация.

Открытие новых знаний

— Давайте проведем эксперимент, чтобы научиться различать звонкие и глухие согласные звуки,положите ладонь на горло и попеременно произносите звук [б] и [п], [ж] и [ш].

— При произнесении, каких звуков вы чувствуете дребезжание (вибрацию) голосовых связок?

— А при произнесении, какого звука вибрации не чувствуется?

— Таким образом, мы нашли с вами первый способ различения глухих и звонких согласных звуков. А какие еще есть способы?

— Да! Верно. Давайте еще раз посмотрим на ленту букв.На верхнем ряду у нас расположены звонкие, а на нижнем глухие, но некоторые согласные звуки на ленте стоят парами, как они называются?

— По какому признаку образуются эти пары?

— Какие согласные не имеют пары?

— Молодцы, ребята, мы все с вами повторили, много знаем о согласных звуках, а теперь давайте отдохнем, а после этого выполним упражнения.

— Различение по произношению и по ленте букв.

• умение следовать учебным действиям.

• умение вступать в диалог;

• умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• умение слушать и слышать собеседника.

Словесный метод — слово учителя, беседа.

Практический метод — эксперимент.

Встаньте у парт, я вам сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается со звонкого согласного — поднимайте руки вверх, с глухого — присаживайтесь.

Первичное закрепление материала

— Отдохнули! А теперь мы с вами еще раз повторим, какие согласные звуки называются глухими, а какие звонкими, для этого откроем рабочие тетради на десятой странице и выполним упражнение №17.

— Кто хочет прочитать задание?

— Ребята, обратите внимание, в задании записаны все согласные буквы и герои этого задания кот и собачка.

— Подумайте, какие звуки будет собирать кот глухие или звонкие? Значит, собачка — звонкие.

— Сейчас мы с вами поиграем. Девочки – будут помогать коту собирать буквы, обозначающие глухой звук, а мальчики –собачке.

— На выполнение задания вам дается 2 минуты.

— Давайте будем проверять. Начнем с девочек, которые помогали коту.

— Какие буквы вы собирали?

— А мальчики слушают девочек и проверяют

Кот собрал (ч, х, т, с, ш, ф, п, ц, к, щ)

— А сейчас девочки проверяют, правильно ли нашли буквы мальчики.

Собака – (б, д, з, н, л, й, ж, м, р, в, г)

— Ребята под картинкой есть еще одно задание. Поставьте пальчик на первое слово, я буду читать, а вы за мной следите.

Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами.

— Ребята, вы увидели, что некоторые буквы выделены жирным шрифтом. Давайте посмотрим в первом ряду буква й (И-краткая), какой звук она обозначает?

— Он глухой или звонкий?

— А каким способом вы это определили?

— Во втором ряду, какие буквы? Какой звук обозначает буква Ч?

— Скажите, а звук [м] глухой или звонкий?

— Каким способом вы это определили?

— Так и в третьем ряду, какая буква выделена? Какой она обозначает звук?

— Молодцы! Справились с заданием!

— Теперь, чтобы закрепить знания о парных согласных звуках, давайте откроем учебник на семнадцатой странице и выполним упражнение №27. Кто хочет прочитать?

Произнесите слова. Скажите, что они обозначают. Какие слова получатся, если вы замените в них парный звонкий согласный на парный глухой?

— Ребята, что обозначает слово жар?

Жар – это высокая температура тела или сильная степень нагретости, раскаленности воздуха.

— Ребята, что обозначает слово коза?

Коза – это древнейший представитель мелкого рогатого скота, приручённый людьми одним из первых.

— Ребята, что обозначает слово борт?

Борт – это боковая сторона корабля или самолёта.

— Ребята, что обозначает слово голос?

Голос – это способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.

— Ребята, что обозначает слово день?

День – это промежуток времени от восхода до заката Солнца.

— Какие слова получатся, если вы замените в них парный звонкий согласный на парный глухой?

— Давайте посмотрим на первое слово жар, какое слово получится после замены?

— Правильно шар, звонкий звук [ж] мы заменили на парный глухой [ш].

— Следующее слово коза, какой звонкий парный звук в нем можно заменить?

— Тогда какое слово получится?

— Теперь запишите остальные три слова парами по образцу: слово из упражнения и слово, которое у вас получилось.

Образец. Жар – шар, .

— На выполнение задания вам 5 минут

Раздаю конверты для следующего задания

— Итак, ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение. Кто хочет прочитать, что у него получилось?

Оцените свою работу, зеленый, желтый, красный.

— Ребята, на каждой парте у вас лежит по одному конверту. В конвертах лежат слова, которые вам необходимо распределить между собой. Первому варианту необходимо взять себе слова, начинающиеся с глухих звуков, а второму варианту слова, начинающиеся со звонких. Итак, открываем конверты. На это задание вам 2 минуты.

— Итак, ребята, давайте проверять задание.

— Какие слова выбрали те, у кого был 1 вариант?

— А у кого был 2 вариант, какие слова вы выбрали?

— Ребята, никто не назвал слово аквариум, почему?

— Какие вы внимательные! Молодцы, заметили!

На слайде. Шил – пыл у папужги зереньгий гослиг.

— Ребята, мне кажется, в этом предложении допущены ошибки. Замените согласные парными по звонкости или глухости. Давайте заменим два первых слова. Как получится?

Читать еще:  Как обустроить бытовку для жилья

— Верно, запишите в тетрадь все предложения, заменяя неправильные согласные парными по звонкости или глухости.

— На выполнение задания вам дается 4 минуты

— По ленте букв или с помощью эксперимента

— Буква Ч, М. Звуки [ч] (глухой), [м],[м’] (звонкий).

— Буква Т, звук [т],[т’] (глухой).

— Потому что оно начинается с гласной

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

• умение следовать учебным действиям.

Словесный метод – слово учителя, беседа.

Практический метод – упражнение, работа в парах.

Наглядный метод — презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Рефлексия, итог урока

— Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какие вы запомнили способы различения глухих и звонких согласных звуков?

— На экране вы видите незаконченные предложения, сейчас мы с вами постараемся их закончить. Я буду читать, а вы по поднятой руке отвечайте.

На уроке у меня получилось…

— О звонких и глухих согласных, о парных согласных звуках, о способах различения глухих и звонких согласных.

— С помощью горла, ленты букв и по произношению.

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

умение проводить личностную рефлексию

Словесный метод — слово учителя.

Наглядный метод — презентация.

Прием — незаконченные предложения

Рабочая тетрадь страница 13, упражнение № 26.

— Кто легко справится с заданием и захочет проверить свои силы, тот может составить с двумя словами предложения.

Записывают домашнее задание

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Бонина Анастасия Андреевна
  • Написать
  • 1270
  • 13.01.2019

Номер материала: ДБ-361393

  • 13.01.2019
  • 127
  • 12.01.2019
  • 317
  • 10.01.2019
  • 214
  • 10.01.2019
  • 133
  • 08.01.2019
  • 1106
  • 08.01.2019
  • 182
  • 07.01.2019
  • 145
  • 20.12.2018
  • 204

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Непарные согласные звуки

Непарные соглас­ные — это зву­ки, кото­рые не соот­но­сят­ся с дру­ги­ми соглас­ны­ми по при­зна­ку звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, какие непар­ные соглас­ные зву­ки суще­ству­ют в рус­ском язы­ке и какие фоне­ти­че­ские осо­бен­но­сти они име­ют.

Звонкие и глухие согласные

Чтобы понять, что такое непар­ные соглас­ные, вна­ча­ле опре­де­лим, что наша речь состо­ит из пред­ло­же­ний, пред­ло­же­ния — из слов, а сло­ва — из зву­ков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи, кото­рая сама по себе не име­ет зна­че­ния, но объ­еди­нив­шись с дру­ги­ми зву­ка­ми созда­ет фоне­ти­че­ский облик сло­ва, име­ю­ще­го лек­си­че­ское зна­че­ние.

Звуки речи про­из­но­сят­ся по-разному. Если струя воз­ду­ха про­хо­дит сво­бод­но через напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки и полость рта, то обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Гласные зву­ки фор­ми­ру­ют­ся цели­ком голо­сом.

Большинство зву­ков речи обра­зу­ют­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствия в виде язы­ка, зубов, смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ и пр. Тогда появ­ля­ет­ся шум­ный звук, кото­рый назы­ва­ет­ся соглас­ным.

По соот­но­ше­нию голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят­ся на звон­кие и глу­хие.

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са:

А глу­хие соглас­ные, напро­тив, «без­го­ло­сые». Они состо­ят толь­ко из шума:

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные похо­жи по спо­со­бу обра­зо­ва­ния, но раз­ли­ча­ют­ся толь­ко сво­ей звон­ко­стью, то есть уча­сти­ем голо­са, или глу­хо­стью. По при­зна­ку звонкости/глухости такие соглас­ные состав­ля­ют пары:

Это пар­ные соглас­ные, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся при­зна­ком звонкости/глухости.

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет 6 пар звон­ких и глу­хих соглас­ных. С их помо­щью мож­но раз­ли­чать сло­ва:

Остальные соглас­ные явля­ют­ся непар­ны­ми.

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непар­ные соглас­ные, в обра­зо­ва­нии кото­рых голо­са боль­ше, чем шума. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через гор­тань и голо­со­вые связ­ки напря­га­ют­ся и виб­ри­ру­ют, то есть в их рож­де­нии участ­ву­ет голос.

Эти зву­ки отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных сво­ей осо­бой звуч­но­стью, поэто­му их назва­ли сонор­ны­ми. Это назва­ние вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный».

В фор­ми­ро­ва­нии сонор­ных зву­ков шум тоже при­сут­ству­ет, но в мень­шей сте­пе­ни, чем у звон­ких соглас­ных.

Например, воз­дух про­хо­дит через нос и обра­зу­ет зву­ки [н] и [н’], а при смы­ка­нии губ полу­ча­ют­ся зву­ки [м] и [м’].

Если воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде язы­ка и про­хо­дит в про­ход меж­ду кра­я­ми щёк, то появ­ля­ют­ся зву­ки [л] и [л’].

Кончик язы­ка под­ни­ма­ет­ся к аль­ве­о­лам и дро­жит под выхо­дя­щей стру­ей воз­ду­ха. Тогда рож­да­ют­ся зву­ки [р] и [р’].

Если рас­тя­нуть губы в улыб­ке, а кон­чик язы­ка при­жать к ниж­ним зубам, то про­из­не­сем звук [й’].

Эти все­гда звон­кие зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, не соот­но­сят­ся ни с каки­ми глу­хи­ми соглас­ны­ми. У них нет фоне­ти­че­ской пары по при­зна­ку глухости/звонкости.

Между собой они обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

Послушаем, как зву­чат мяг­кие и твер­дые сонор­ные зву­ки в сло­вах:

А звук [й’] непар­ный по всем харак­те­ри­сти­кам:

Непарные глухие согласные

Среди глу­хих соглас­ных так­же есть непар­ные, кото­рые не соот­но­сят­ся со звон­ки­ми соглас­ны­ми.

Глухие соглас­ные [х] и [х’] обра­зу­ют пару по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

Остальные глу­хие соглас­ные непар­ные по всем фоне­ти­че­ским при­зна­кам. Укажем их осо­бен­но­сти:

  • звук [ц] — это непар­ный глу­хой, непар­ный твер­дый;
  • звук [ч’] — это непар­ный глу­хой, непар­ный мяг­кий;
  • звук [щ’] — это непар­ный глу­хой, непар­ный мяг­кий.

Непарные мягкие и твёрдые согласные

Вне зави­си­мо­сти от после­ду­ю­ще­го глас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­ва­ми «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», зву­ки [ц], [ж], [ш] все­гда твер­дые в сло­вах, а [й’], [ч’ ] и [щ’], напро­тив, зву­чат мяг­ко. B тран­скрип­ции слов их мяг­кость все­гда обо­зна­ча­ет­ся апо­стро­фом.

Сравним:

  • ци́ркуль [ц ы р к ул’]
  • це́нный [ц э н: ы й’]
  • жёл­тый [ж о л т ы й’]
  • за́лежь [з а л’ и ж]
  • кошёл­ка [к а ш о л к а]
  • пу́стошь [п у с т а ш]
  • чёр­ный [ч’ о р н ы й’]
  • чисто­та́ [ч’ и с т а т а]
  • щёт­ка [щ’ о т к а]
  • щу́ка [щ’ у к а].

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «ж», «ш», «ч», «щ» слу­жит для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм гла­го­лов (беречь, поёшь, отрежь), а не для ука­за­ния мяг­ко­сти соглас­но­го.

Итак, в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка три соглас­ных [й’] [ч’] [щ’] явля­ют­ся непар­ны­ми мяг­ки­ми, а зву­ки [ж], [ш], [ц] — непар­ны­ми твёр­ды­ми.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector