113 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Парные согласные по мягкости. Проверка парных согласных звуков в корне слова

Примеры слов с парными согласными: в корне слова, в конце слова?

Примеры слов с парными согласными в середине слова:

  • сказка — сказание, сказочка
  • дорожка — дороженька
  • травка — трава, травушка
  • узкий — узенький, узок
  • березка — береза, березовый
  • мягкий — мягонький
  • ножки — ноженьки
  • ягодка — ягода
  • броский — бросок
  • вражда — вражеский
  • подружка — подруженька

Примеры слов с парными согласными на конце слова:

  • луг — луга
  • морковь — моркови
  • сад — сады
  • столб — столбик
  • стог — стога
  • снег — снега
  • репортаж — репортажи

Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка — ошиблись, мороз — морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.

Есть еще слова с парными согласными в корне, которые никак нельзя проверить. Такие слова-исключения нужно выписать отдельно и заучить, либо же каждый раз подглядывать в словарь.

Примеры слов-исключений, которые нужно запомнить:

Парные согласные

В русском языке можно выделить ряд парных согласных по глухости-звонкости:

Они могут находиться либо в середине, либо в конце слова.

Парные согласные в корне проверить можно так:

подобрать однокоренное/родственное слово, в котором этот звук слышится отчётливо.

Если парные согласные находятся в конце слова, то для их проверки можно:

1) подобрать однокоренное слово.

2) изменить форму слова:

  • поставить слово в форму множественного числа.
  • просклонять существительное, имеющее парную согласную на конце, по падежам.

То есть изменяем слово так, чтобы «сомнительный» звук находился в сильной позиции и было понятно, какую букву писать.

Примеры слов с парными согласными в корне.

Слова можно придумать такие (через дефис указаны проверочные слова):

[б] — [п]:

Рыбка / рыбки — рыбак, рыбный.

Трубка — труба, трубочка.

[в] — [ф]:

Ловкость / изловчиться / ловкий — ловок.

[г] — [к]:

Слегка / нелегко — полегоньку, лёгенький.

[д] — [т]:

Гладкий / гладкость — гладенький.

[ж] — [ш]:

Задержка — задерживаться, задержание.

Книжка / сберкнижка — книжный.

[з] — [с]:

Резкий / резкость — резок.

Но при этом есть некоторые слова, имеющие непроверяемые парные согласные — их правописание нужно запомнить.

Это словарные слова.

Например: зигзаг, экзамен, общество, астронавт и др.

Примеры парных согласных в конце слова.

Слева — слово с проверяемой парной согласной, справа — проверочные слова.

[б] — [п]:

Зуб — зубы, зубочистка.

Лоб — лобовой, лбы.

[в] — [ф]:

Вызов — (жду) вызова, вызовы, зову.

[г] — [к]:

Ночлег — (у) ночлега.

[д] — [т]:

Мёд — (нет) мёда, медовик, медовый.

Велосипед — велосипеды, велосипедист.

Обед — (к) обеду, обедать.

Сосед — (у) соседа, соседний.

[ж] — [ш]:

[з] — [с]:

Образ — (нет) образа.

Примеры с парными согласными в корне слова (с проверочными словами):

Примеры с парными согласными на конце слова (с проверочными словами):

Слова подходят и для первой категории.

Звонкие и глухие согласные звуки бывают парными и непарными.

  • Примеры слов с парными согласными в корне слова:

[п] — [б] — шубка — шуба,шубейка;

[ф] — [в] — морковка — моркови;

[к(х)] — [г] — легко — лёгонький;

[т] — [д] — обводка — обводить;

[ш] — [ж] — рожки — рожок;

[с] — [з] — нагрузка — нагрузить.

  • Примеры слов с парными согласными в конце слова:

[п] — [б] — голубь — голуби;

[ф] — [в] — остров — острова;

[к] — [г] — снег — снега;

[т] — [д] — лёд — льды;

[ш] — [ж] — страж — стража;

[с] — [з] — мороз — морозы.

Подобная мена парных по звонкости — глухости согласных звуков происходит из — за фонетического явления оглушения/озвончения. Когда рядом стоят два разных по звонкости/глухости согласных, второй всегда влияет на предыдущий. В слове «шубка» глухой «к» влияет на звонкий «б», и происходит оглушение. Оглушение происходит и на конце слова.

Чтобы правильно написать букву, мы должны поставить слово в такую форму, чтобы после нужной согласной стоял гласный звук или буквы «р, л, м, н», и согласный будет звучать отчётливо.

Тест на тему «Парные согласные в корне слова» по русскому языку (2 класс)

Предлагаем вашему вниманию тест с ответами по теме «Парные согласные в корне слова», которые можно использовать в курсе русского языка для 2 класса. Структура теста представлена следующим образом: вопрос, а затем на сером фоне ответ. Для успешного прохождения теста рекомендуем освежить знания по данной теме по этой ссылке.

1. Допиши правило.

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после_______________________________________.

2. Прочитай. Выдели другим цветом слова, в которых пропущенную букву надо проверять. Вставь пропущенную букву:

Тра_ка, погру_ка, ко_илка, гла_кий, наря_ный, моро_ный, лоша_ка, осторо_ный, гото_ить, ду_ки.

P.S. Слова: нарядный, морозный и осторожный не нужно проверять, по той причине, что после согласного, в каждом из этих слов, стоит сонорный согласный «Н».

Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й имеют дополнительное название — сонорные согласные.

Также следует дополнить правило: чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.

3.Выдели синим цветом проверяемое слово, проверочное – красным цветом.

Рыбный – рыбка, сказочный – сказка, пирожок – пирожки, трубка – труба, берёза – берёзка, сторожа – сторож, глаза – глазки, тетрадный – тетрадка, прыжок – прыжки.

4. К данным словам подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы,

кру_ка — ______ погру_ка -______ бере_ка — ______

морко_ка — ______ ука_ка — ______ кры_ка — ______

фла_ки — ______ зага_ка — ______ ры_ка — ______

переса_ка — ______ ска_ ка — ______ доро_ка -______

5.Прочитай. Выбери и вставь в слова нужную букву.

сне__ки (ж, ш), ре__кий (д, т), ю__ка (б, п), бума__ка (ж, ш), остро__ки (в, ф), сапо__ки (ж, ш), бли__кий (з, с ), була__ка ( в, ф), мя__кий (г, х), сла__кий (д, т)

6.Вставь пропущенные буквы. Напиши в скобках проверочные слова. Спиши текст на отдельный лист, подчеркни изучаемую орфограмму.

Лебе . ь (____________) назван царём всей водяной птицы. Он белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими гла . ками (_________), с чёрным носом и чёрными ла ..ками (__________). У него длинная, ги . кая (____________) и красивая шея. Он прекрасен, когда плывёт по гла. кой (__________) поверхности воды.

  1. Обведи парные согласные: з н т ч б х р ж ф к
  1. Выдели проверочные слова. зуб, зубы , зубки, зубок, зубной
  1. Выдели в тексте слова с согласными на конце, которые надо проверить.

На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж. Вдали виден белый парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь, и нырнули в воду. Море было теплым. А купание — весёлым.

Онлайн тест по теме «Парные согласные»

Предлагаем вашему внимание также онлайн-тест, для проверки знаний по теме: «Парные согласные в корне слова».

Правописание парных согласных в корне слова

Как известно, многие согласные звуки образуют пары по звонкости–глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме. Например, в речи звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: дуб [дуп], сказка [скаска]. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.

Правило

Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости–глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или звонким согласным звуком [л], [м], [н], [р], [в].

Например: моро з — моро з ы, улы б ка — улы б аться, ду б — ду б рава.

Как проверить парные согласные в корне? При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: зу б (ед. ч.) — зу б ы (мн. ч.), утю г (ед. ч.) — утю г и (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: вра г (И. п.) — (нет) вра г а (Р. п.), кни ж ки (И. п.) — (нет) кни ж ек (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: ни з кий (какой?) — ни з ок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: коро б ка — коро б очка, кру ж ка — кру ж ечка
  • взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.), пе с чаный (прил.) пе с ок(сущ.)

Правописание слов с сомнительной согласной Ж можно проверять обычным способом (бедня ж ка — бедня ж ечка) или чередованием Ж-Г (бедня ж ка — бедня г а).

Помните: Ж чередуется с Г и Д , а Ш — с Х : стри ж ка — стри г у, сле ж ка — сле д ы, поду ш ка — у х о.

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: а в тобус, во к зал, за в тра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Читайте также темы:

Для отработки навыка подбора проверочных слов и правильного написания парных согласных в корне слова можно использовать практикум для учащихся начальной школы:

Проверка парных согласных звуков в корне слова

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

Введение

Оглушение парных согласных на конце и в середине слова

Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Рис. 1. Парные согласные (Источник)

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слышим звук С – пишем букву З.

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

Три способа проверки парных согласных

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.

Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.

Закрепление знаний на практике

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Ю…ка, ду…ка, блу…ка, холо…, выста…ка, гла…ки, сне…ки, гря…ь, коро…ка, кру…ка, звоно…, мор….

Проверим, что получилось: ю б ка – юбочка, ду д ка – дудочка, блу з ка – блузочка, холо д – холодный, выста в ка – выставить, гла з ки – глаза, сне ж ки – снежный, гря з ь – грязный, коро в ка – коровушка, кру ж ка – кружечка, звоно к – звонки, мор ж – моржи.

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Трав ка – трав а, трав ушка, трав инка – корень трав . Вставили букву В.

Дуб ки – дуб ок, дуб очек, дуб овый – корень дуб . Вставили букву Б.

Мороз – мороз ы, мороз ный, мороз ить – корень мороз . Вставили букву З.

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб, гвоздь, голубь.

Хлеб – хлеб а, хлеб ушек, хлеб ный. Корень хлеб .

Гвозд ь – гвозд и, гвозд ик. Корень гвозд ь.

Голуб ь – голуб и, голуб ок, голуб иный. Корень голуб ь.

Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

Мама сделала …… из огурцов.

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег .

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк .

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Kuznetzova.siteedit.ru (Источник).
  2. School.xvatit.com (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
  • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник)

  • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным, с. 52 – 55

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Ответы к стр. 52 – 55

1. Прочитай. Выдели в словах каждой группы корень слова.

ду б /дуб/ы — ду б /ки — дуб/овый
су п /суп/ы — су п /чик — суп/овóй

• В каких словах выделенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки, надо проверять? Подчеркни эти буквы.

• Подчеркни проверочные слова для слов с подчёркнутыми орфограммами.

2. Прочитай. Выпиши пары слов по данным признакам:

Морж — моржи́, берёза — берёзка, шубка — шуба, шарф — шáрфы, морковь — морковный, клюв — клю́вы, круг — круги́, дубы́ — дубки́.

формы одного слова однокоренные слова

х х
мор ж — моржи́ берёза — берё з ка
х х
шар ф — шáрфы шу б ка — шуба
х х
клю в — клю́вы морко в ь — морковный
х х
кру г — круги́ дубы́ — ду б ки́.

• Подчеркни в корне проверяемых слов букву парного согласного, написание которой надо проверять.

• Найди в каждой паре слов проверочное, поставь над ним знак х .

3 ∗ . Прочитай. Укажи цифрами последовательность действий при обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.

[3] Подбираю проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным [н].

[4] Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном слове.

[2] Определяю, что в корне на конце слова или перед согласным есть парный по глухости-звонкости согласный звук.

[1] Читаю слово и выясняю его лексическое значение.

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Если встретится хоть ра з
На д о роге дикобра з ,
По к о лючкам сразу
Узнаешь дикобрáза .

• Подчеркни слово, которое будет проверочным для выделенного слова.

5 ∗ . Прочитай. Подчеркни слова из скобок, которые будут проверочными для выделенной орфограммы.

Сказка ( сказочка , сказочник , присказка).
Сладкий ( слáденький , слáдко, слáдость ).
Крепкий (крéпко, скрéпка, креп и́ ть , закреп и́ ть ).
Лёгкий ( лёгонький , лёгкость, легкó, легóнько ).

• Укажи количество звуков [к] в данном предложении: 4 . Подчеркни буквы, которыми обозначен этот звук.

6 ∗ . Прочитай. Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.

бро[ф’] бро вь штра[ф] штра ф
фла[к] фла г уро[к] уро к
ёр[ш] ёр ш ё[ш] ё ж
ука[с]ка ука з ка кра[с]ка кра с ка
кро[т] кро т наро[т] наро д
кно[п]ка кно п ка ры[п]ка ры б ка

• Выпиши любые два записанных слова, а рядом с каждым словом запиши проверочное.

флаг — флаги, народ — народы

7. Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 2, с. 134—135) любые четыре слова с парным согласным на конце слова. Рядом с каждым словом запиши проверочное.

город — города, рисунок — рисунки, обед — обедать, ученик — ученики

8. Рассмотри рисунки. Запиши название каждого предмета. Подчеркни в словах изученные орфограммы.

утю г ча ш ка ло ж ка ю б ка

• Составь и запиши предложение с любым словом.

Мама держала в руках красивую чашку.

9 ∗ . Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.

Гололёд

[2] Ночью грянул мороз.
[1] Днём была оттепель, и снег на земле стал рыхлым.
[4] Птицам не достать из-под неё пищу.
[3] На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

• Подготовься объяснить написание выделенных в словах букв.

мороз — морозный, снег — снега, крепкая — крепенький

• Выпиши из составленного текста предложение, которое будет ответом на вопрос: “Почему птицам нельзя было достать пищу?”

На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

10 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.

Зимний день

Хоро ш зимний д е нёк. На з е мле лежит мя г кий сне г . Летят лё г кие снеж и нки. На катке гла д кий лё д . Мальчикам вес е ло. Быстр о скол ь зят к о ньки по л ь ду. Дев о чки идут по доро ж ке к берё з ке. На ветках с и дели синички. Дети полож и ли в корму ш ку хле б и пш е но. Птицы были рады.

• Подчеркни слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.

Читать еще:  Как крепить люстру к бетонному потолку
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector