Парные согласные по мягкости. Проверка парных согласных звуков в корне слова
Примеры слов с парными согласными: в корне слова, в конце слова?
Примеры слов с парными согласными в середине слова:
- сказка – сказание, сказочка
- дорожка – дороженька
- травка – трава, травушка
- узкий – узенький, узок
- березка – береза, березовый
- мягкий – мягонький
- ножки – ноженьки
- ягодка – ягода
- броский – бросок
- вражда – вражеский
- подружка – подруженька
Примеры слов с парными согласными на конце слова:
- луг – луга
- морковь – моркови
- сад – сады
- столб – столбик
- стог – стога
- снег – снега
- репортаж – репортажи
Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка – ошиблись, мороз – морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.
Есть еще слова с парными согласными в корне, которые никак нельзя проверить. Такие слова-исключения нужно выписать отдельно и заучить, либо же каждый раз подглядывать в словарь.
Примеры слов-исключений, которые нужно запомнить:
Парные согласные
В русском языке можно выделить ряд парных согласных по глухости-звонкости:
Они могут находиться либо в середине, либо в конце слова.
Парные согласные в корне проверить можно так:
подобрать однокоренное/родственное слово, в котором этот звук слышится отчётливо.
Если парные согласные находятся в конце слова, то для их проверки можно:
1) подобрать однокоренное слово.
2) изменить форму слова:
- поставить слово в форму множественного числа.
- просклонять существительное, имеющее парную согласную на конце, по падежам.
То есть изменяем слово так, чтобы “сомнительный” звук находился в сильной позиции и было понятно, какую букву писать.
Примеры слов с парными согласными в корне.
Слова можно придумать такие (через дефис указаны проверочные слова):
[б] – [п]:
Рыбка / рыбки – рыбак, рыбный.
Трубка – труба, трубочка.
[в] – [ф]:
Ловкость / изловчиться / ловкий – ловок.
[г] – [к]:
Слегка / нелегко – полегоньку, лёгенький.
[д] – [т]:
Гладкий / гладкость – гладенький.
[ж] – [ш]:
Задержка – задерживаться, задержание.
Книжка / сберкнижка – книжный.
[з] – [с]:
Резкий / резкость – резок.
Но при этом есть некоторые слова, имеющие непроверяемые парные согласные – их правописание нужно запомнить.
Это словарные слова.
Например: зигзаг, экзамен, общество, астронавт и др.
Примеры парных согласных в конце слова.
Слева – слово с проверяемой парной согласной, справа – проверочные слова.
[б] – [п]:
Зуб – зубы, зубочистка.
Лоб – лобовой, лбы.
[в] – [ф]:
Вызов – (жду) вызова, вызовы, зову.
[г] – [к]:
Ночлег – (у) ночлега.
[д] – [т]:
Мёд – (нет) мёда, медовик, медовый.
Велосипед – велосипеды, велосипедист.
Обед – (к) обеду, обедать.
Сосед – (у) соседа, соседний.
[ж] – [ш]:
[з] – [с]:
Образ – (нет) образа.
Примеры с парными согласными в корне слова (с проверочными словами):
Примеры с парными согласными на конце слова (с проверочными словами):
Слова подходят и для первой категории.
Звонкие и глухие согласные звуки бывают парными и непарными.
- Примеры слов с парными согласными в корне слова:
[п] – [б] – шубка – шуба,шубейка;
[ф] – [в] – морковка – моркови;
[к(х)] – [г] – легко – лёгонький;
[т] – [д] – обводка – обводить;
[ш] – [ж] – рожки – рожок;
[с] – [з] – нагрузка – нагрузить.
- Примеры слов с парными согласными в конце слова:
[п] – [б] – голубь – голуби;
[ф] – [в] – остров – острова;
[к] – [г] – снег – снега;
[т] – [д] – лёд – льды;
[ш] – [ж] – страж – стража;
[с] – [з] – мороз – морозы.
Подобная мена парных по звонкости – глухости согласных звуков происходит из – за фонетического явления оглушения/озвончения. Когда рядом стоят два разных по звонкости/глухости согласных, второй всегда влияет на предыдущий. В слове “шубка” глухой “к” влияет на звонкий “б”, и происходит оглушение. Оглушение происходит и на конце слова.
Чтобы правильно написать букву, мы должны поставить слово в такую форму, чтобы после нужной согласной стоял гласный звук или буквы “р, л, м, н”, и согласный будет звучать отчётливо.
Тест на тему «Парные согласные в корне слова» по русскому языку (2 класс)
Предлагаем вашему вниманию тест с ответами по теме «Парные согласные в корне слова», которые можно использовать в курсе русского языка для 2 класса. Структура теста представлена следующим образом: вопрос, а затем на сером фоне ответ. Для успешного прохождения теста рекомендуем освежить знания по данной теме по этой ссылке.
1. Допиши правило.
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после_______________________________________.
2. Прочитай. Выдели другим цветом слова, в которых пропущенную букву надо проверять. Вставь пропущенную букву:
Тра_ка, погру_ка, ко_илка, гла_кий, наря_ный, моро_ный, лоша_ка, осторо_ный, гото_ить, ду_ки.
P.S. Слова: нарядный, морозный и осторожный не нужно проверять, по той причине, что после согласного, в каждом из этих слов, стоит сонорный согласный «Н».
Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й имеют дополнительное название — сонорные согласные.
Также следует дополнить правило: чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.
3.Выдели синим цветом проверяемое слово, проверочное – красным цветом.
Рыбный – рыбка, сказочный – сказка, пирожок – пирожки, трубка – труба, берёза – берёзка, сторожа – сторож, глаза – глазки, тетрадный – тетрадка, прыжок – прыжки.
4. К данным словам подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы,
кру_ка — ______ погру_ка -______ бере_ка — ______
морко_ка — ______ ука_ка — ______ кры_ка — ______
фла_ки — ______ зага_ка — ______ ры_ка — ______
переса_ка — ______ ска_ ка — ______ доро_ка -______
5.Прочитай. Выбери и вставь в слова нужную букву.
сне__ки (ж, ш), ре__кий (д, т), ю__ка (б, п), бума__ка (ж, ш), остро__ки (в, ф), сапо__ки (ж, ш), бли__кий (з, с ), була__ка ( в, ф), мя__кий (г, х), сла__кий (д, т)
6.Вставь пропущенные буквы. Напиши в скобках проверочные слова. Спиши текст на отдельный лист, подчеркни изучаемую орфограмму.
Лебе . ь (____________) назван царём всей водяной птицы. Он белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими гла . ками (_________), с чёрным носом и чёрными ла ..ками (__________). У него длинная, ги . кая (____________) и красивая шея. Он прекрасен, когда плывёт по гла. кой (__________) поверхности воды.
- Обведи парные согласные: з н т ч б х р ж ф к
- Выдели проверочные слова. зуб, зубы , зубки, зубок, зубной
- Выдели в тексте слова с согласными на конце, которые надо проверить.
На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж. Вдали виден белый парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь, и нырнули в воду. Море было теплым. А купание — весёлым.
Онлайн тест по теме «Парные согласные»
Предлагаем вашему внимание также онлайн-тест, для проверки знаний по теме: «Парные согласные в корне слова».
Правописание парных согласных в корне слова
Как известно, многие согласные звуки образуют пары по звонкости–глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме. Например, в речи звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: дуб [дуп], сказка [скаска]. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.
Правило
Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости–глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или звонким согласным звуком [л], [м], [н], [р], [в].
Например: моро з — моро з ы, улы б ка — улы б аться, ду б — ду б рава.
Как проверить парные согласные в корне? При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: зу б (ед. ч.) — зу б ы (мн. ч.), утю г (ед. ч.) — утю г и (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: вра г (И. п.) — (нет) вра г а (Р. п.), кни ж ки (И. п.) — (нет) кни ж ек (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: ни з кий (какой?) — ни з ок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: коро б ка — коро б очка, кру ж ка — кру ж ечка
- взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.), пе с чаный (прил.) — пе с ок(сущ.)
Правописание слов с сомнительной согласной Ж можно проверять обычным способом (бедня ж ка — бедня ж ечка) или чередованием Ж-Г (бедня ж ка — бедня г а).
Помните: Ж чередуется с Г и Д , а Ш — с Х : стри ж ка — стри г у, сле ж ка — сле д ы, поду ш ка — у х о.
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: а в тобус, во к зал, за в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Читайте также темы:
Для отработки навыка подбора проверочных слов и правильного написания парных согласных в корне слова можно использовать практикум для учащихся начальной школы:
Проверка парных согласных звуков в корне слова
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.
Введение
Оглушение парных согласных на конце и в середине слова
Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:
Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.
Рис. 1. Парные согласные (Источник)
Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.
Назовём предметы. Выделим последние звуки.
Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Таз. Слышим звук С – пишем букву З.
Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.
Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.
Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.
Три способа проверки парных согласных
Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?
Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.
Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.
Второй способ: мысленно подставить слово «нет».
Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.
Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.
Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.
Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.
Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.
Закрепление знаний на практике
А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.
Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.
Ю…ка, ду…ка, блу…ка, холо…, выста…ка, гла…ки, сне…ки, гря…ь, коро…ка, кру…ка, звоно…, мор….
Проверим, что получилось: ю б ка – юбочка, ду д ка – дудочка, блу з ка – блузочка, холо д – холодный, выста в ка – выставить, гла з ки – глаза, сне ж ки – снежный, гря з ь – грязный, коро в ка – коровушка, кру ж ка – кружечка, звоно к – звонки, мор ж – моржи.
Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.
Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.
Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.
Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.
Трав ка – трав а, трав ушка, трав инка – корень трав . Вставили букву В.
Дуб ки – дуб ок, дуб очек, дуб овый – корень дуб . Вставили букву Б.
Мороз – мороз ы, мороз ный, мороз ить – корень мороз . Вставили букву З.
Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.
Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.
Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:
Хлеб, гвоздь, голубь.
Хлеб – хлеб а, хлеб ушек, хлеб ный. Корень хлеб .
Гвозд ь – гвозд и, гвозд ик. Корень гвозд ь.
Голуб ь – голуб и, голуб ок, голуб иный. Корень голуб ь.
Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.
Мама сделала …… из огурцов.
…… намело во время пурги.
После драки под глазом……
…… сена убрали в поле.
Проверим, что получилось (один из вариантов).
Мама сделала салат из огурцов.
Зимой идёт снег .
Сугроб намело во время пурги.
После драки под глазом синяк .
Стог сена убрали в поле.
На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.
Список рекомендованной литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Kuznetzova.siteedit.ru (Источник).
- School.xvatit.com (Источник).
- Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
- Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.
Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник)
- * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным, с. 52 – 55
Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Ответы к стр. 52 – 55
1. Прочитай. Выдели в словах каждой группы корень слова.
ду б / — дуб/ы — ду б /ки — дуб/овый
су п / — суп/ы — су п /чик — суп/овóй
• В каких словах выделенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки, надо проверять? Подчеркни эти буквы.
• Подчеркни проверочные слова для слов с подчёркнутыми орфограммами.
2. Прочитай. Выпиши пары слов по данным признакам:
Морж — моржи́, берёза — берёзка, шубка — шуба, шарф — шáрфы, морковь — морковный, клюв — клю́вы, круг — круги́, дубы́ — дубки́.
формы одного слова однокоренные слова
х х
мор ж — моржи́ берёза — берё з ка
х х
шар ф — шáрфы шу б ка — шуба
х х
клю в — клю́вы морко в ь — морковный
х х
кру г — круги́ дубы́ — ду б ки́.
• Подчеркни в корне проверяемых слов букву парного согласного, написание которой надо проверять.
• Найди в каждой паре слов проверочное, поставь над ним знак х .
3 ∗ . Прочитай. Укажи цифрами последовательность действий при обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.
[3] Подбираю проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным [н].
[4] Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном слове.
[2] Определяю, что в корне на конце слова или перед согласным есть парный по глухости-звонкости согласный звук.
[1] Читаю слово и выясняю его лексическое значение.
4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Если встретится хоть ра з
На д о роге дикобра з ,
По к о лючкам сразу
Узнаешь дикобрáза .
• Подчеркни слово, которое будет проверочным для выделенного слова.
5 ∗ . Прочитай. Подчеркни слова из скобок, которые будут проверочными для выделенной орфограммы.
Сказка ( сказочка , сказочник , присказка).
Сладкий ( слáденький , слáдко, слáдость ).
Крепкий (крéпко, скрéпка, креп и́ ть , закреп и́ ть ).
Лёгкий ( лёгонький , лёгкость, легкó, легóнько ).
• Укажи количество звуков [к] в данном предложении: 4 . Подчеркни буквы, которыми обозначен этот звук.
6 ∗ . Прочитай. Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.
бро[ф’] бро вь штра[ф] штра ф
фла[к] фла г уро[к] уро к
ёр[ш] ёр ш ё[ш] ё ж
ука[с]ка ука з ка кра[с]ка кра с ка
кро[т] кро т наро[т] наро д
кно[п]ка кно п ка ры[п]ка ры б ка
• Выпиши любые два записанных слова, а рядом с каждым словом запиши проверочное.
флаг — флаги, народ — народы
7. Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 2, с. 134—135) любые четыре слова с парным согласным на конце слова. Рядом с каждым словом запиши проверочное.
город — города, рисунок — рисунки, обед — обедать, ученик — ученики
8. Рассмотри рисунки. Запиши название каждого предмета. Подчеркни в словах изученные орфограммы.
утю г ча ш ка ло ж ка ю б ка
• Составь и запиши предложение с любым словом.
Мама держала в руках красивую чашку.
9 ∗ . Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.
Гололёд
[2] Ночью грянул мороз.
[1] Днём была оттепель, и снег на земле стал рыхлым.
[4] Птицам не достать из-под неё пищу.
[3] На снегу образовалась крепкая ледяная корка.
• Подготовься объяснить написание выделенных в словах букв.
мороз — морозный, снег — снега, крепкая — крепенький
• Выпиши из составленного текста предложение, которое будет ответом на вопрос: “Почему птицам нельзя было достать пищу?”
На снегу образовалась крепкая ледяная корка.
10 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.
Зимний день
Хоро ш зимний д е нёк. На з е мле лежит мя г кий сне г . Летят лё г кие снеж и нки. На катке гла д кий лё д . Мальчикам вес е ло. Быстр о скол ь зят к о ньки по л ь ду. Дев о чки идут по доро ж ке к берё з ке. На ветках с и дели синички. Дети полож и ли в корму ш ку хле б и пш е но. Птицы были рады.
• Подчеркни слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.