План воспитателя по самообразованию. Личностно- ориентированный подход в обучении
План работы по самообразованию «Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников»
Елена Дручинина
План работы по самообразованию «Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников»
ПЛАН РАБОТЫ
по самообразованию воспитателя Дручининой Елены Сергеевны
Тема: Личностно- ориентированный подход в воспитании дошкольников.
Направление: социально-личностное развитие
Актуальность: Гуманистический смысл социальных преобразований в современной России заключается в признании человека высшей ценностью бытия, гармонизации общественных и личных интересов, создании условий для свободного развития каждого. Изменение ценностных ориентаций во всех сферах жизнедеятельности отчетливо проявилось в новом подходе к трактовке назначения образования. В настоящее время образование рассматривается, как процесс становления человека, обретение им себя, своего человеческого образа, его неповторимой индивидуальности, духовности. Личностно- ориентированное обучение и воспитание, является одним из направлений гумманистической педагогики, смысл которого в признании основной ценностью образования, становление личности как индивидуальности ее самобытности, уникальности, неповторимости; в предоставлении каждому воспитаннику права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей.
Цель: изучение аспектов личностно- ориентированного воспитания; внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику.
изучить данную тему в педагогической литературе, внедрить ее в свою педагогическую практику;
использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
заложить фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность ребёнка.
создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной);
Этапы работы
Содержание работы
Форма работы
Изучение методической литературы по теме
Собкин В. С., Морич Е. М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. -М.:МГЗПИ,1987.131с.
Слободчиков В. И., Психологические основы личностно- ориетированного образования//Мир образования образование в мире. -2001.-№1.-с. 14-18.
Усова А. П. Обучение в детском саду/Под ред. ,А. В. Запорожца. М.: Просвещение,1981.-176.
Чиркова Т. И., Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях//Дошкольное воспитание. 1991.-№9.-58-60.
Чтение литературы, наблюдения, беседы, посещение НОД,
разработка НОД с учетом личностно- ориентированного подхода.
1. Проведение мониторинговых исследований.
2. Организация предметно-развивающей среды в группе.
3. Проведение практических мероприятий:
Реализация личностно- ориентированного подхода при совместной деятельности воспитателя и детей: в режимных ситуациях, в трудовой деятельности, в подготовке и проведении праздников и развлечений;
Сюжетно-ролевые игры: «Мы строители», «Парикмахерская», «Вылечим куклу Машу», «Магазин», «Мы идем в гости».
Театрализованные игры: «Теремок», «Зимовье зверей», «Репка».
Консультация для родителей: «Личностно- ориентированный подход в воспитании дошкольника».
Создание картотеки игр и упражнений помогающих реализовать личностно- ориентированный поход в воспитании дошкольников.
Наблюдение, игры, беседы, развлечения, чтение стихов, художественной литературы;
1. Сравнительный анализ мониторинговых исследований на начало и конец года.
2. Анализ работы по теме самообразования.
Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это установленный и проверенный факт, который невозможно.
Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении Свою педагогическую деятельность строю с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Приоритетным направлением моей деятельности являются.
Опыт работы воспитателя «Гендерный подход в воспитании старших дошкольников» Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 31 Малик Татьяна Олеговна Современные дети на вопрос о том, какими они хотят быть.
Перспективный план работы с педагогами по применению ТРИЗ технологии в воспитании дошкольников Перспективный план работы с педагогами по применению ТРИЗ технологии в воспитании дошкольников Сроки Активные формы Цель Наглядная информация.
Перспективный план работы с родителями по применению ТРИЗ технологии в воспитании дошкольников Перспективный план работы с родителями по применению ТРИЗ технологии в воспитании дошкольников Сроки Активные формы Наглядная информация.
План работы по самообразованию ГБОУ с. Малый Толкай План работы по самообразованию Воспитатель: Чернова Т. В 2016-2017 уч. г. Тема: Воспитание культурно.
План работы по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» План работы по самообразованию воспитателя средней группы «Купавка» Никишиной Светланы Леонидовны 1 квалификационная категория Дата начала.
План работы по самообразованию. Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида МДОУ «Увинский детский сад №2» План работы по самообразованию.
Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения.
Сообщение из опыта работы «Использование личностно-ориентированных технологий в физическом воспитании дошкольников» Сообщение из опыта работы «Использование личностно-ориентированных технологий в физическом воспитании дошкольников» Базовая технология:.
План воспитателя по самообразованию. Личностно- ориентированный подход в обучении
16+
МКНИЦИПАЛЬНЛОЕ АВТОНОМНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧАЖЕМТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Курносовой Валентины Александровны
учителя биологии (первая квалификационная категория)
Личная карта учителя
Ф.И.О. учителя: Курносова Валентина Александровна
Дата рождения: 11.02.1962
Образование: Томский государственный педагогический институт.
Специальность по диплому: химия, биология.
Квалификация: учитель средней школы.
Место работы: МАОУ «Чажемтовская СОШ»
Занимаемая должность: учитель биологии.
Дата назначения на должность: 15. 08. 1984г.
Общий стаж: 32 года.
Педагогический стаж: 32 года.
Квалификационная категория: первая, 28 февраля 2012 г.
распорядительный акт № 120-р
Курсы повышения квалификации: ТОИПКРО, «Организация инновационной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС» , 2015 г.(108 ч.).
План самообразования.
Школа работает над темой: Профессиональное развитие педагогов в условиях перехода на ФГОС ОО.
Тема самообразования: «Личностно-ориентированный подход в обучении биологии»
Сроки реализации программы: 2014 -2019 г.г.
Пояснительная записка.
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
Сократ (по свидетельству философа Платона).
Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Современный учитель средней школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Актуальность выбранной темы
В связи с началом реализации ФГОС второго поколения поменялись приоритеты в образовательном процессе. Необходимо не только «научить учиться», как гласит современная дидактика, но и «научить желать учиться», т.е. создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности. Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем усвоения знаний, различным уровнем работоспособности. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления. Учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой степенью обучаемости.
Возникает проблема: как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого ребенка? Как одновременно обучать всех, но по-разному?
Главным условием реализации личностно-ориентированного подхода в обучении биологии является организация дифференцированного обучения. организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Цель: создание структурно-функциональной модели реализации личностно-ориентированного подхода к преподаванию биологии .
Задачи:
· изучить теоретические основы личностно-ориентированного подхода к образованию.
· разработать структурно-функциональную модель реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и географии.
· апробировать модель реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании биологии.
Область применения: 5 – 11 классы:
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка програмно-методическогообеспечения учебно-воспитательного процесса;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- изучение педагогического опыта других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
Предполагаемые результаты:
- разработка рабочих программ по биологии в соответствии с ФГОС;
- повышение качества преподавания биологии;
- активизация познавательной деятельности и интереса к предмету биология;
- повышение качества знаний учащихся;
· формирорвание у школьников положительного отношения к школе, способности к самооценке, умения контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
· участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного Мо учителей биологии;
· умение оказывать практическую помощь коллегам.
Форма отчёта о проделанной работе:
- выступления на заседаниях ШМО и педсоветах;
- выступления на семинарах;
- открытые уроки;
- участие в конкурсах;
- публикации по обобщению опыта работы.
Форма самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план.
- групповая – через участие в деятельности школьного и районного методического объединения учителей биологии.
Этапы реализации программы.
План самообразования на тему: “Личностно-ориентированный подход как средство развития личности ребенка в ДОУ”
Педагог – психолог, Заведующая МДОУ
Руководитель МО «Ясли – сад №74г. Донецка»
Психологической службы Гехт Т.А.
« ЯСЛИ – САД № 74 ГОРОДА ДОНЕЦКА »
Кирпы Ольги Александровны
на 2017-2022 учебные годы.
Тема самообразования: « Личностно-ориентировочный подход как средство саморазвития личности»
Цель: Создание социально-психологических условий для успешного развития и становления личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, опираясь на индивидуальные особенности, личностные достижения и зону ближайшего развития ребенка.
Изучить теоретическую обоснованность значения и перспективность применения подхода в психолого-педагогическом воспитании и развитии детей в условиях МДОУ;
Детально изучить личностные психологические и возрастные особенности воспитанников МДОУ;
Разработать психолого-педагогические методы реализации личностно-ориентированного подхода в непосредственной образовательной деятельности воспитанников в условиях МДОУ;
Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
Обеспечить сохранность психологического здоровья ребенка как основы для полноценного психологического развития личности на всех этапах развития.
Повышение качества профессиональной работы педагога-психолога.
Разработка пакета материалов для изучения по теме самообразования.
Само обобщение опыта по теме самообразования.
Разработка практических рекомендаций для воспитателей, родителей по реализации личностно-ориентированного подхода.
Разработка коррекционно-развивающих программ для проведения занятий с детьми следующих категорий:
С повышенным уровнем тревожности,
Журнал «Справочник психолога ДОУ».
Газета «Психолог и Я».
Методические рекомендации, пособия и учебники.
Мероприятия по обмену опытом.
Семинары, мастер- классы.
Курсы повышения квалификации.
Оптимальным условием в достижении требований Государственного стандарта является личностно-ориентированный подход в обучении, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Совершенствование качества обучения и воспитания в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов в целом, и педагогов-психологов, в частности. Этот уровень должен постоянно расти посредством процесса самообразования.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога-психолога. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога психолога к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, обще садовскому мероприятию, и др. у педагога – психолога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Педагог – психолог профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады, проводить одни и те же занятия и мероприятия. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие
.Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на программах образования и воспитания дошкольников, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога – психолога как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в
ДОУ, просятся в группу к конкретному воспитателю или им необходимы занятия с конкретным узким специалистом ДОУ. Если педагог-психолог на хорошем счету у администрации, методического совета он имеет больше прав в выборе групп, нагрузки и др.
Общественное мнение. Педагогу-психологу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория педагога-психолога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды –все это зависит от квалификации и мастерства педагога-психолога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.
Основные направления, в которых педагог-психолог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
Профессиональное (непосредственная профессиональная деятельность педагога-психолога
Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей)
Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
Методическое (психолого-педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения и воспитания)
Интересы и хобби
Изучение и внедрение новых педагогических технологий, формы, методы и приёмы обучения:
Посещение занятий и мероприятий коллег и участие в обмене опытом.
Периодически проведение самоанализа своей профессиональной деятельности.
Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие её профессиональному росту:
Систематический просмотр определенных телепередач
Чтение психолого-педагогических периодических изданий
Чтение методической, педагогической и предметной литературы
Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии
Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег
Организация дополнительной кружковой деятельности
Изучение информационно-компьютерных технологий
Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НА 2017-2022 УЧЕБНЕ ГОДЫ.
Посещение методического кабинета
Составление календарно-тематических планов по реализуемым программам
Планирование индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми
Составление планов работы
Оформление папок консультаций для воспитателей и родителей
Обновление консультативного материала, работа по запросам
Разработка практических рекомендаций для воспитателей и родителей
Консультации и рекомендации
Разработка комплекта раздаточного материала для проведения индивидуальных и фронтальных
занятий с детьми
Разработка комплекта раздаточного материала для проведения тренингов и семинаров с воспитателями и родителями
Подборка диагностического материала для работы с детьми
Тесты, анкеты, опросники
Подборка диагностического материала для работы с воспитателями, родителями
Тесты, анкеты, опросники
Разработать паспорт кабинета педагога-психолога
Проведение полной инвентаризации кабинета
Приобретение новой методической литературы
Изучение литературы по теме самообразования
Интернет ресурсы, методическая литература
Обзор в интернете информации по педагогике, психологии, психокоррекции и инновационным технологиям в работе педагога – психолога
Работа с интернет ресурсами, участие в вебинарах
Изучение опыта нашего МДОУ и других МДОУ города
Посещение занятий других педагогов
Посещение занятий своих коллег
Участие в МО педагогов – психологов
Накопление багажа знаний
Участие в мастер-классах, семинарах
Изучение новых программ и направлений
Посещение занятий в
«Школе молодых специалистов»
Совершенствование новых технологий
Работа в собственной психолого-педагогической мастерской
Работа с папками, разработка коррекционно-развивающих программ психологического сопровождения воспитанников
Обобщение опыта работы по теме самообразования, самооценка профессиональной деятельности, самоанализ.
План воспитателя по самообразованию. Личностно- ориентированный подход в обучении
16+
МКНИЦИПАЛЬНЛОЕ АВТОНОМНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧАЖЕМТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Курносовой Валентины Александровны
учителя биологии (первая квалификационная категория)
Личная карта учителя
Ф.И.О. учителя: Курносова Валентина Александровна
Дата рождения: 11.02.1962
Образование: Томский государственный педагогический институт.
Специальность по диплому: химия, биология.
Квалификация: учитель средней школы.
Место работы: МАОУ «Чажемтовская СОШ»
Занимаемая должность: учитель биологии.
Дата назначения на должность: 15. 08. 1984г.
Общий стаж: 32 года.
Педагогический стаж: 32 года.
Квалификационная категория: первая, 28 февраля 2012 г.
распорядительный акт № 120-р
Курсы повышения квалификации: ТОИПКРО, «Организация инновационной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС» , 2015 г.(108 ч.).
План самообразования.
Школа работает над темой: Профессиональное развитие педагогов в условиях перехода на ФГОС ОО.
Тема самообразования: «Личностно-ориентированный подход в обучении биологии»
Сроки реализации программы: 2014 -2019 г.г.
Пояснительная записка.
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
Сократ (по свидетельству философа Платона).
Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Современный учитель средней школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Актуальность выбранной темы
В связи с началом реализации ФГОС второго поколения поменялись приоритеты в образовательном процессе. Необходимо не только «научить учиться», как гласит современная дидактика, но и «научить желать учиться», т.е. создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности. Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем усвоения знаний, различным уровнем работоспособности. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления. Учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой степенью обучаемости.
Возникает проблема: как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого ребенка? Как одновременно обучать всех, но по-разному?
Главным условием реализации личностно-ориентированного подхода в обучении биологии является организация дифференцированного обучения. организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Цель: создание структурно-функциональной модели реализации личностно-ориентированного подхода к преподаванию биологии .
Задачи:
· изучить теоретические основы личностно-ориентированного подхода к образованию.
· разработать структурно-функциональную модель реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и географии.
· апробировать модель реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании биологии.
Область применения: 5 – 11 классы:
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка програмно-методическогообеспечения учебно-воспитательного процесса;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- изучение педагогического опыта других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
Предполагаемые результаты:
- разработка рабочих программ по биологии в соответствии с ФГОС;
- повышение качества преподавания биологии;
- активизация познавательной деятельности и интереса к предмету биология;
- повышение качества знаний учащихся;
· формирорвание у школьников положительного отношения к школе, способности к самооценке, умения контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
· участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного Мо учителей биологии;
· умение оказывать практическую помощь коллегам.
Форма отчёта о проделанной работе:
- выступления на заседаниях ШМО и педсоветах;
- выступления на семинарах;
- открытые уроки;
- участие в конкурсах;
- публикации по обобщению опыта работы.
Форма самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план.
- групповая – через участие в деятельности школьного и районного методического объединения учителей биологии.
Этапы реализации программы.
Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Итоги работы педагогического коллектива
Если я гореть не буду,
если ты гореть не будешь,
если мы гореть не будем,
кто ж тогда развеет мглу?
1 этап работы над темой “Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся”
(теоретический)
Актуальность выбранной темы:
- Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся .
- Без опоры на уже сформированные ЗУН учеников, без проявления ими своих субъектных качеств трудно представить личностно- ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров.
Проблема
- Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса предполагало:
- Выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса;
- Развитие его индивидуальных способностей.
- Разработка обучающих технологий, обеспечивающих реализацию основной цели образования.
Цели:
- Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
- Максимально выявить, инициировать, использовать, “окультурить” индивидуальный (субъектный) опыт ребенка;
- Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Задачи:
- Изучение личности ученика:
- Создание и использование специального банка данных, раскрывающих особенности индивидуальности каждого ребенка в условиях его школьной жизни;
- Разработка карты изучения личности ученика;
- Выявление и фиксация динамики целостного личностного развития каждого ученика;
- Разработка индивидуальных образовательных программ, способствующих личностному развитию;
- Составление на этой основе учебного “портфолио” ученика, как нового типа школьной документации, которая должна использоваться при переводе ученика из класса в класс, при поступлении в ВУЗ, при призыве в армию, при приеме на работу.
Гипотеза:
- Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта;
- Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития;
- “Вектор развития” строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию;
Методы и методики реализации:
- Метод теоретического анализа и обобщения научной литературы, изучения нормативных и других документов по организации педагогического процесса по вопросам личностно-ориентированного обучения школьников;
- Методы педагогического исследования (наблюдение, анализ, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, диагностика);
- Методы диагностики мониторинга по состоянию учебно-воспитательного процесса;
- Методы исследования по обеспечению предстоящего выбора учащимися по профилям обучения (анкетирование, беседы с родителями, и др.)
- Метод приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы.
Характеристика предполагаемых результатов:
- Показателями эффективности реализации личностно-ориентированного подхода является “целостность” личности, фиксируемая по показателям:
- Мотивационные- интересы, мотивы;
- Дидактические (обученность, обучаемость);
- Психологические показатели развития;
- Повышение эффективности учебной деятельности и педагогического процесса в целом;
- Улучшения качества образования;
- Обеспечение полноценной специализированной подготовки школьников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в ВУЗах.
Приоритетные направления деятельности МОУ СОШ№2:
На 1 ступени:
- Технология дифференцированного обучения;
- Раннее обучение иностранному языку и информатике;
- Обучение по программе “Гармония”;
- Здоровьесберегающая технология.
На 2 ступени:
- Внедрение технологии “Самосовершенствование личности”(5-8кл.) автор Селевко Г.К.
- Эколого-валеологическое направление;
- Предпрофильная подготовка (8-9кл.)
На 3 ступени:
- Профильное обучение 10-11 кл.(социально-экономический, химико-биологический профиль).
- Модель структуры качеств личности содержит шесть сфер психики на базе физического развития нервной системы
Компетентностная модель личности (из “Концепции модернизации российского образования”)
- Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией;
- Коммуникативная(языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- Информационная компетентность – умение работать со всеми видами информации;
- Автономизационная – умения саморазвития и самопрезентации – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
- Социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в трудовом коллективе, команде;
- Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решение и нести ответственность за них;
- Нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
То, что мы знаем, – ограниченно, а
то, что мы не знаем, – бесконечно.
(П.Лаплас)
Знания – проверенные практикой результаты познания окружающего мира.
Умения – способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.
Навыки – это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементарного контроля.
Обученность – уровень и качество ЗУН учащихся; состояние и сформированность реальной учебной деятельности – “умения учиться”, приемов самостоятельного поиска знаний и самообразования.
2 этап работы над темой “Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся”
(диагностический)
слайды 15-24
- Количественный состав учащихся
- Национальный состав учащихся
- Характеристика социального статуса семей учащихся
- Уровень физического развития учащихся
- Результаты диагностики выявления типов мышления и памяти
- Выбор профиля обучения на 3 ступени
- Диагностика склонностей учащихся 7-8 классов
- Диагностическое исследование родителей
- Диагностическое исследование учащихся
3 этап работы над темой “Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся”
(практико-аналитический)
слайды 26-36
- Количество отличников за последние 5 лет
- Количество медалистов за последние 5 лет – 15 учащихся
- Количество учащихся, поступивших в ВУЗы за последние 5 лет (%)
- Количество призовых мест на районной предметной олимпиаде за последние 5 лет
- Количество участников в зональной и краевой олимпиаде за последние 5 лет
- Взаимодействие школы с центром- “Поиск” г. Ставрополь
- Участие школьников в конкурсе агитбригад и отрядов ЮИД
- Уровень воспитанности учащихся за последние 5 лет
- Уровень заболеваемости учащихся за последние 5 лет
- Количество правонарушений учащихся за последние 6 лет
4 этап работы над темой “Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся”
(Анализ результатов деятельности, достижений педагогического коллектива и структурирование проблем))
слайды 38-60
- Участники различных конкурсов
- Повышение педагогического мастерства учителей за последние 5 лет
- Результаты качества знаний учащихся по предметам
- Приоритетные проблемы и их структурирование
- Проблемы педагогического коллектива;
- Проблемы педагога;
- Проблемы семьи;
- Проблемы детского коллектива;
- Проблемы ребенка;
- Приоритетные проблемы школы;
Проблемы педагогического коллектива;
- Индивидуальная учительская работа направлена на учащихся, и многие учителя не видят необходимости поддерживать какие-то отношения с коллегами на профессиональном уровне;
- Нравственная, эмоциональная, умственная, физическая усталость как фон, который раздражает, давит, влияет на характер коллективных отношений;
- Недостаток мужчин-педагогов резко сужает положительное эмоциональное поле;
- У некоторых педагогов есть представление об отсутствии целостного коллектива, имеющего какие-либо согласованные ценности, есть замкнутые малые группы;
- Иногда возникают слухи, ссоры, конфликты;
- Педагоги спокойно относятся, а в некоторых случаях и безразлично,а может даже с завистью, к успехам и неудачам своих коллег;
- Отсутствие устойчивых стимулирующих механизмов;
- Нет слаженной работы отдельных подразделений педагогического коллектива в воспитании и обучении учащихся.
Проблемы педагога;
- Неуверенность в собственной профессиональной правоте или компетентности;
- Страх, боязнь, негативное напряжение в связи с возможными проверками, аттестацией, экзаменами;
- Экономическое бессилие;
- Учащение стрессовых ситуаций и срывов на уроке и дома;
- Внутреннее осознание неуважительного отношения общества лично ко мне – учителю;
- Недостаток душевных сил, необходимых для того, чтобы проявлять столь важные для педагога терпение, уважительное отношение к каждому ребенку, коллеге, родителю;
- Ощущение, что ты как бы опустился на социальное дно и ничего не можешь позволить ни себе, ни своим детям;
- Постоянно мечтаешь о том, чтобы выспаться;
- Не хватает современных знаний по педагогике и психологии;
- Слабая ориентация в современных образовательных технологиях;
- Мучает то, что собственные дети практически брошены.
Проблемы семьи;
- Неполные семьи;
- Плохие жилищные условия;
- Отсутствие знаний в области педагогики и психологии;
- Лениво-безразличное отношение к воспитанию детей;
- Экономические проблемы;
- Непонимание необходимости обязательно взаимодействовать со школой в воспитании собственных детей;
- Безразличное отношение к различным видам досуга;
- Снижение интереса к семейному проведению досуга;
- Вульгарно-бытовой подход к семейным праздникам;
- Снижение интереса к чтению и домашним играм;
- Распространение бытового алкоголизма.
Проблемы ребенка;
- Болезненность;
- Сокращение возможностей для выбора дела по душе;
- Инфантильность и оторванность от жизни;
- Подверженность влиянию внешних факторов;
- Резкое несовпадение интересов, взглядов, принципов взрослых и детей;
- Активный отказ от классической литературы и искусства, влияние СМИ.
Приоритетные проблемы школы;
- Система работы над творческим, морально-нравственным развитием личности и забота о здоровье учащихся;
- Модернизация модели методической службы и воспитательной системы в школе;
- Реализация системы профессионального самоопределения старшеклассников;
- Система взаимодействия и сотрудничества педколлектива школы с семьей и всеми институтами власти.
- Структурирование приоритетных проблем
- Все виды здоровья: физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, психическое, эстетическое;
- Социализация учащихся;
- Успеваемость и интерес к учебе;
- Созидательная составляющая досуга;
- Творчество по плечу и по душе;
- Психолого-педагогический климат в школе;
- Умение администрации школы создавать ситуацию успеха, управлять успехом;
- Уровень психологической, предметной, методической, педагогической и общекультурной готовности педагогов;
- Связь школы со средой и с родителями;
- Противоречие между нравственными ценностями и устоями в современном обществе и деятельностью школы.
А что думают дети? (анкетирование учащихся)
Было опрошено 124 ученика 9-11 классов. слайды 72-85
- Я жду от школы :
- Я жду от учителей:.
- Каким должен быть мой учитель?
- Каким не должен быть мой учитель
- Какой должна быть моя школа
- Какой не должна быть моя школа
- Что могут сделать для школы учащиеся
- Что я хотел бы изменить в школе
- Что я хотел бы изменить в учащихся
- Что я хотел бы изменить в себе
- Мои пожелания учащимся
- Мои пожелания родителям
- Мои пожелания администрации
- Мои пожелания учителям