Содержание
- 1 Твердый парный согласный. Правописание парных согласных в корне слов
- 1.1 Примеры слов с парными согласными: в корне слова, в конце слова?
- 1.2 Парные согласные
- 1.3 Примеры слов с парными согласными в корне.
- 1.4 Примеры парных согласных в конце слова.
- 1.5 Правописание парных согласных в корне слова
- 1.6 Правописание парных согласных в корне слов
- 1.7 Парные согласные
- 1.8 Правописание слов с парной согласной в корне
- 1.9 Примеры слов с парными согласными
- 1.10 Примеры слов с парными согласными в корне слова
- 1.11 Примеры слов с парными согласными в конце слова
- 1.12 Памятка по теме «Парные согласные»
Твердый парный согласный. Правописание парных согласных в корне слов
Примеры слов с парными согласными: в корне слова, в конце слова?
Примеры слов с парными согласными в середине слова:
- сказка — сказание, сказочка
- дорожка — дороженька
- травка — трава, травушка
- узкий — узенький, узок
- березка — береза, березовый
- мягкий — мягонький
- ножки — ноженьки
- ягодка — ягода
- броский — бросок
- вражда — вражеский
- подружка — подруженька
Примеры слов с парными согласными на конце слова:
- луг — луга
- морковь — моркови
- сад — сады
- столб — столбик
- стог — стога
- снег — снега
- репортаж — репортажи
Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка — ошиблись, мороз — морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.
Есть еще слова с парными согласными в корне, которые никак нельзя проверить. Такие слова-исключения нужно выписать отдельно и заучить, либо же каждый раз подглядывать в словарь.
Примеры слов-исключений, которые нужно запомнить:
Парные согласные
В русском языке можно выделить ряд парных согласных по глухости-звонкости:
Они могут находиться либо в середине, либо в конце слова.
Парные согласные в корне проверить можно так:
подобрать однокоренное/родственное слово, в котором этот звук слышится отчётливо.
Если парные согласные находятся в конце слова, то для их проверки можно:
1) подобрать однокоренное слово.
2) изменить форму слова:
- поставить слово в форму множественного числа.
- просклонять существительное, имеющее парную согласную на конце, по падежам.
То есть изменяем слово так, чтобы «сомнительный» звук находился в сильной позиции и было понятно, какую букву писать.
Примеры слов с парными согласными в корне.
Слова можно придумать такие (через дефис указаны проверочные слова):
[б] — [п]:
Рыбка / рыбки — рыбак, рыбный.
Трубка — труба, трубочка.
[в] — [ф]:
Ловкость / изловчиться / ловкий — ловок.
[г] — [к]:
Слегка / нелегко — полегоньку, лёгенький.
[д] — [т]:
Гладкий / гладкость — гладенький.
[ж] — [ш]:
Задержка — задерживаться, задержание.
Книжка / сберкнижка — книжный.
[з] — [с]:
Резкий / резкость — резок.
Но при этом есть некоторые слова, имеющие непроверяемые парные согласные — их правописание нужно запомнить.
Это словарные слова.
Например: зигзаг, экзамен, общество, астронавт и др.
Примеры парных согласных в конце слова.
Слева — слово с проверяемой парной согласной, справа — проверочные слова.
[б] — [п]:
Зуб — зубы, зубочистка.
Лоб — лобовой, лбы.
[в] — [ф]:
Вызов — (жду) вызова, вызовы, зову.
[г] — [к]:
Ночлег — (у) ночлега.
[д] — [т]:
Мёд — (нет) мёда, медовик, медовый.
Велосипед — велосипеды, велосипедист.
Обед — (к) обеду, обедать.
Сосед — (у) соседа, соседний.
[ж] — [ш]:
[з] — [с]:
Образ — (нет) образа.
Примеры с парными согласными в корне слова (с проверочными словами):
Примеры с парными согласными на конце слова (с проверочными словами):
Слова подходят и для первой категории.
Звонкие и глухие согласные звуки бывают парными и непарными.
- Примеры слов с парными согласными в корне слова:
[п] — [б] — шубка — шуба,шубейка;
[ф] — [в] — морковка — моркови;
[к(х)] — [г] — легко — лёгонький;
[т] — [д] — обводка — обводить;
[ш] — [ж] — рожки — рожок;
[с] — [з] — нагрузка — нагрузить.
- Примеры слов с парными согласными в конце слова:
[п] — [б] — голубь — голуби;
[ф] — [в] — остров — острова;
[к] — [г] — снег — снега;
[т] — [д] — лёд — льды;
[ш] — [ж] — страж — стража;
[с] — [з] — мороз — морозы.
Подобная мена парных по звонкости — глухости согласных звуков происходит из — за фонетического явления оглушения/озвончения. Когда рядом стоят два разных по звонкости/глухости согласных, второй всегда влияет на предыдущий. В слове «шубка» глухой «к» влияет на звонкий «б», и происходит оглушение. Оглушение происходит и на конце слова.
Чтобы правильно написать букву, мы должны поставить слово в такую форму, чтобы после нужной согласной стоял гласный звук или буквы «р, л, м, н», и согласный будет звучать отчётливо.
Правописание парных согласных в корне слова
Как известно, многие согласные звуки образуют пары по звонкости–глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме. Например, в речи звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: дуб [дуп], сказка [скаска]. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.
Правило
Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости–глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или звонким согласным звуком [л], [м], [н], [р], [в].
Например: моро з — моро з ы, улы б ка — улы б аться, ду б — ду б рава.
Как проверить парные согласные в корне? При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: зу б (ед. ч.) — зу б ы (мн. ч.), утю г (ед. ч.) — утю г и (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: вра г (И. п.) — (нет) вра г а (Р. п.), кни ж ки (И. п.) — (нет) кни ж ек (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: ни з кий (какой?) — ни з ок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: коро б ка — коро б очка, кру ж ка — кру ж ечка
- взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.), пе с чаный (прил.) — пе с ок(сущ.)
Правописание слов с сомнительной согласной Ж можно проверять обычным способом (бедня ж ка — бедня ж ечка) или чередованием Ж-Г (бедня ж ка — бедня г а).
Помните: Ж чередуется с Г и Д , а Ш — с Х : стри ж ка — стри г у, сле ж ка — сле д ы, поду ш ка — у х о.
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: а в тобус, во к зал, за в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Читайте также темы:
Для отработки навыка подбора проверочных слов и правильного написания парных согласных в корне слова можно использовать практикум для учащихся начальной школы:
Правописание парных согласных в корне слов
Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.
Парные согласные
Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.
Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:
- столб (п) — проверочное — столбы
- мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
- бород (т)ка — проверочное — борода
Правописание слов с парной согласной в корне
При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:
написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
- проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
- проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.
Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.
Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».
Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:
- в конце слов (например, чиж);
- когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).
Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.
Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?
Правописание в третьем классе
В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.
Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.
Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.
Примеры
Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:
- Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
- Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
- Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
- Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».
Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.
Примеры слов с парными согласными
Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Например:
- и́зре д ка [и з р’ и т к а]
- сырое ж ка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», «(мимо) сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Например:
- про́ с ьба [п р о з’ б а];
- во к за́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными «л», «м», «н», «р», «в».
Например:
- скла д ка — складочка, складывать;
- поез д ка — поездить, ездок;
- гря д ка — гряда, грядочка;
- бу д ка — будочка;
- ло д ка — лодочка;
- яго д ка — ягода, ягодник;
- тетра д ка — тетрадочка;
- площа д ка — площадочка;
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Примеры слов с парными согласными в конце слова
- зуб — зубы;
- морковь — вкус моркови;
- много коров — корова;
- ночлег — нет ночлега;
- друг — у друга;
- монолог — запись монолога;
- тетрадь — тетради;
- жёлудь — желудёвый;
- площадь — на площади;
- холод — холодина;
- сват — сваты, сватья;
- образ — образа;
- сказ — сказитель;
- изморозь — морозить;
- изморось — моросит.
Памятка по теме «Парные согласные»
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!
1.Знать парные по звонкости — глухости согласные:
Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, З — С, Ж — Ш.
Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й. (Эти согласные ещё называют сонорными)
2. Если корень слова заканчивается на один из парных согласных — это «ошибкоопасное место» (орфограмма парных согласных). (сне г , мос т .)
Если корень заканчивается на другой согласный — это не орфограмма! (ме л , со н .)
Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.
Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный , либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й) , либо буква В.
Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:
Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне — смотр и т . Парный согласный находится в окончании.
Мы работаем с орфограммами в корне !
Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) — ду б , либо в середине слова (но обязательно в корне) — берё з ка.
Услышав два глухих согласных подряд (берё зк а), тоже нужно выполнить проверку.
-Парные согласные в корне требуют проверки, если они находятся в «слабой позиции»:
2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лё гк ий).
«Сильная позиция» согласного- когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.
-Правильно выделяйте орфограмму парного согласного: выделить дугой корень слова, подчеркнуть парный согласный , требующий проверки одной чертой, а в проверочном слове выделить корень , парный согласный подчеркнуть одной чертой, а букву за ним — двумя чертами .
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Ушакова Светлана Юлиевна
- Написать
- 6764
- 08.09.2015
Номер материала: ДA-034069
- 08.09.2015
- 705
- 08.09.2015
- 1077
- 08.09.2015
- 511
- 08.09.2015
- 1087
- 08.09.2015
- 667
- 08.09.2015
- 730
- 08.09.2015
- 21219
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.