2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Учреждение опричнины при каком царе. Результаты и последствия опричнины

Опричнина Ивана Грозного 1565 — 1572 годов

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Опричнина Ивана Грозного рассматривается кратко современными историками, но это были события, которые имели большое влияние, как на самого царя и его окружение, так и на всю страну в целом. В ходе проведения опричнины 1565-1572 годов, русский царь старался укрепить собственную власть, авторитет которой был в весьма шатком положении. Связано это было с участившимися случаями измены, а также настроенности большинства бояр против действующего царя. Вылилось же все это в массовые расправы, во много из-за которых царь получил прозвище «Грозный». В целом же опричнина выразилась в том, что часть земель царства была передана в исключительное правление государства. На этих землях не допускалось влияние бояр. Сегодня мы кратко рассмотрим опричнину Ивана Грозного, ее причины, этапы проведения реформы, а также последствия для государства.

Причины опричнины

Иван Грозный остался в историческом взгляде потомков мнительным человеком, который постоянно видел вокруг себя заговоры. Началось все с Казанского похода, из которого Иван Грозный вернулся в 1553 году. Царь (на тот момент еще великий князь) заболел, и сильно опасаясь предательства бояр, велел всем присягать на верность своему сыну, младенцу Дмитрию. Бояре и придворные люди неохотно присягали на верность «пелёночнику», а многие и вовсе уклонились от этой присяги. Причина тому была очень простая – действующий царь очень болен, наследник имеет меньше года от роду, большое количество бояр, которые претендуют на власть.

После выздоровления Иван Грозный изменился, став более осторожным и обозленным к окружающим. Он не мог простить придворным предательства (отказ от присяги Дмитрию), прекрасно понимая, чем это было вызвано. Но решающие события, которые привели к опричнине, были обусловлены следующим:

  • В 1563 году умирает московский митрополит Макарий. Он был известен тем, что имел огромное влияние на царя и пользовался его расположением. Макарий сдерживал агрессию царя, внушая ему мысли о том, что страна ему подконтрольна и никакого заговора нет. Новый митрополит Афанасий занял сторону недовольных бояр и выступал против царя. В результате царь только усилился в идее, что вокруг него одни враги.
  • В 1564 году князь Курбский бросил армию и перешел на служение в княжество Литовское. Курбский забрал с собой многих военноначальников, а также в самой Литве рассекретил всех русских шпионов. Это был страшный удар по самолюбию русского царя, который после этого стал окончательно убеждённым, что вокруг него враги, которые в любой момент могут его предать.

В результате Иван Грозный решил ликвидировать в России независимость бояр (они на тот момент владели землями, содержали свою армию, имели своих помощников и свой двор, свою казну и так далее). Было принято решение создать самодержавие.

Сущность опричнины

В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на:

  1. Опричнина — земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) управление.
  2. Земщина — земли, которыми продолжали ведать бояре.

Для осуществления этого плана Иван Грозный создал специальный отряд — опричники. Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок.

В качестве опричных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране.

Основные направления опричнины

Такие действия царя были встречены искренним недовольством бояр. Зажиточные семейства, которые прежде активно высказывали свое недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь стали еще активнее вести свою борьбу, для восстановления своей былой мощи. Для противодействия этим силам было создано специальное военное подразделение «опричники». Их основная задача, по распоряжению самого царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками. Каждый из них носил у седла своей лошади собачью голову, а также метлу. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех людей, которые были заподозрены в измене государству.

В 1566 году проходил очередной земский собор. На нём царю было передано обращение, с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего буквально через несколько дней войска Ивана отправили этого человека в ссылку.

Главные удары

Иван Грозный стремился всеми силами укрепить свою власть, власть самодержавца. Он для этого делал все. Именно поэтому главный удар опричнины был направлен на тех людей и те группы людей, которые могли реально претендовать на царский трон:

  • Владимир Старицкий. Это двоюродный брат царя Ивана Грозного, который пользовался большим уважением среди бояр, и который очень часто назывался в качестве человека, который должен принять власть вместо действующего царя. Для устранения этого человека опричники отравили самого Владимира, а также его жену и дочерей. Случилось это в 1569 году.
  • Великий Новгород. Новгород с самого начала становления земли русской имел уникальный и самобытный статус. Это был независимый город, который подчинялся только себе. Иван, понимая, что невозможно укрепить власть самодержавца без усмирения непокорного Новгорода невозможно. В результате в декабре 1569 года царь во главе войска отправляется в поход на этот город. На своем пути к Новгороду царское войско уничтожает и казнит тысячи людей, которые каким бы то ни было образом выказывали недовольство действиями царя. Данный поход продлился до 1571 года. В результате новгородского похода опричное войско утвердила в городе и в районе власть царя.

Отмена опричнины

В то время, когда опричнина утверждалась походом на Новгород, Иван Грозный получил известие о том, что Девлет-Гирей, крымский хан, с войском совершил набег на Москву и практически полностью зажег город. Из-за того, что практически все войска , которые подчинялись царю, были в Новгороде , противостоять этому набегу было некому. Бояре, отказывались предоставлять свое войско для борьбы с царскими врагами. В результате в 1571 году опричное войско и сам царь были вынуждены вернуться в Москву. Для борьбы с крымским ханством царь был вынужден временно отказаться от идеи опричнины, объединив свои войска и земские. В результате в 1572 году в 50 километрах южнее Москвы объединенное войско нанесло поражение крымскому хану.

Одна из самых значимых проблем российской земли этого времени находилось на западной границе. Там не прекращалась война с ливонским орденом. В результате, постоянные набеги крымского ханства, продолжающаяся война против Ливонии, внутренние беспорядки в стране, слабая обороноспособность всего государства способствовали тому, что Иван Грозный отказался от идеи опричнины. Осенью 1572 года опричнина Ивана Грозного, которую мы кратко рассмотрели сегодня, была отменена. Сам царь запретил всем упоминать слово опричнина, а сами опричники стали вне закона. Практически все войска, которые подчинялись царю и наводили нужный ему порядок, в дальнейшем самим же царем были уничтожены.

Итоги опричнины и ее значение

Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:

  1. Значительное усиление самодержавной власти царя.
  2. Сокращение влияния бояр на дела государственные.
  3. Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
  4. Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
  5. Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.

Историческая оценка

Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:

  • Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
  • Эпоха СССР. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
  • Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.

Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.

Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.

Читать еще:  Этажный щит в многоэтажном доме

Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.

«Введение чрезвычайного положения»: какую роль в истории России сыграла опричнина

Точная дата учреждения опричнины неизвестна. Однако историки утверждают, что она была основана не ранее 5 января и не позже 15 февраля 1565 года. С этого момента система административного устройства и управления государством радикально изменилась.

Путь к опричнине

На рубеже 1550-х и 1560-х годов в политике Ивана Грозного начались серьёзные трансформации. Государь, в частности, стал ограничивать права знати и более нетерпимо, чем ранее, относиться к мнениям, отличным от его собственного.

В 1560-е годы наметился неблагоприятный для Москвы перелом в Ливонской войне. В 1564 году один из корпусов русского войска потерпел поражение от сил Великого княжества Литовского в битве на реке Улле. В том же году многие члены думы подали царю коллективную челобитную с просьбой восстановить часть прав знати. Кроме того, согласно некоторым свидетельствам, ряд аристократов участвовали в попытке мятежа против Ивана Васильевича, которую поддерживали представители Литвы и Польши.

В декабре 1564 года царь вместе с семьёй переехал в Александровскую слободу, после чего объявил об отречении от престола. При этом он обвинил знать в изменах. Угроза отречения государя вызвала в Москве панику и заставила аристократов просить царя вернуться к власти.

«Чрезвычайное положение»

Иван Васильевич согласился вернуться. Однако, пользуясь выгодной ситуацией, он решил изменить административное устройство государства, разделив его на две части: земщину и опричнину.

Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь» — «за пределами», «снаружи». Опричнинами ранее называли уделы вдов, выделяемые им из поместий после смерти мужа, а также личные владения великих княгинь, находящиеся в их полном распоряжении. Иван Грозный придал данному слову новое, более широкое значение.

Земли, вошедшие в опричнину, оказались в прямом управлении Ивана Васильевича.

«Выражаясь современным языком, это было введение чрезвычайного положения с отменой конституционных прав граждан. Конечно, никакой конституции на Руси в то время не было, однако существовал другой институт, даже более важный, чем закон, — традиция», — рассказал в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.

По словам историка, традиции ограничивали власть государя и гарантировали определённые права его подданным.

«Государь мог наказать своего боярина. Однако боярин не человек с улицы. Его предки служили монархам многие поколения. Чтобы его казнить, нужен суд. А суд — это доказательства. Если вина доказана, то могут и голову отрубить, а если нет — боярин будет свободен. Сам же государь мог наложить опалу, но это была не казнь, а отдаление от двора. Попавший в опалу просто ехал в поместье оплакивать свою участь. Зато в опричнине сам государь получал право казнить каждого, кого сочтёт врагом», — подчеркнул эксперт.

Царь включил в опричнину около 20 дворцовых и оброчных волостей в центре России, на северо-западе и в Поволжье, а также города, связанные с соледобычей, находящиеся на важных торговых маршрутах или значимые в военно-политическом плане. Так, в частности, в составе опричнины оказались Соль Тотемская, Сольвычегодск, Великий Устюг, Вологда, Вязьма, Можайск, Старая Русса, Козельск, Суздаль. Вошла в опричнину и часть районов Москвы. Политическим центром опричнины стала Александровская слобода. В последующие годы опричнина несколько раз расширялась.

На остальных землях государства устанавливалась земщина, где действовали старые порядки. Царю были отведены военные, дипломатические и церемониальные функции. Кроме того, он выступал арбитром в спорах между представителями земщины и опричнины.

«Понять мотивы Ивана Васильевича в ситуации с учреждением опричнины крайне сложно. Современники видели в этом своего рода Божье наказание. В наши дни существует множество версий. Кто-то считает учреждение опричнины результатом психических проблем царя, кто-то — попыткой государя поддержать служивое сословие в борьбе с княжатами и боярами, кто-то — намерением усилить личную власть и ликвидировать поползновения любых социальных групп, направленные на её ограничение», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

Кроме того, по его словам, существует предположение, что царь при помощи опричнины мог бороться с попытками иноземного влияния на элиты государства. В любом случае значительную роль в происходящем сыграли религиозные представления Ивана Грозного, который, как и многие его современники, ожидал приближения Страшного суда и пытался «бороться со скверной».

Русь при опричнине

Важным механизмом осуществления государственной власти на Руси с 1565 года стал корпус опричников (государев полк и приказы — постельный, бронный, конюшенный и сытный). Первоначально численность опричников устанавливалась на уровне 1 тыс. человек. Затем корпус был расширен до 6 тыс. Управление опричниками было построено по схеме, напоминающей монашеский орден. Одеяние тоже напоминало монашеское, однако опричники имели право носить и использовать оружие.

В свидетельствах современников есть упоминание, что опричники возили «собачью голову» на шее у лошади и «метлу» на кнутовище. Однако о том, были это реальные атрибуты или некие аллегории, историки спорят по сей день. Возможно, речь идёт лишь о символических изображениях.

Уже на начальной стадии существования опричнины, в 1565 году, из опричных земель были выселены около 6,5 тыс. неугодных царю лиц из высших слоёв. В это время Иван Грозный ещё доверял решение ряда вопросов земской думе, однако оставлял присматривать за ней опричников. Постепенно функции опричных учреждений расширялись. В частности, их представители участвовали в дипломатических миссиях.

В 1566 году Иван Васильевич пошёл на небольшие правовые уступки земщине, однако отверг челобитную представителей земского двора, просивших ликвидировать опричнину.

В 1567 году, находясь на фронте Ливонской войны, царь получил информацию о готовящемся против него заговоре. Он оставил театр боевых действий и затворился в Александровской слободе.

Со следующего года в деятельности опричников резко возросла карательная составляющая. Начались казни, причём в ряде случаев подозреваемых в измене казнили вместе с домочадцами. К концу года, по оценкам историков, опричниками были казнены около 600—700 человек. Сана был лишён выступавший с критикой опричнины митрополит Филипп.

После захвата в январе 1569 года литовскими войсками Изборска опричники казнили по обвинению в измене около 20 человек и отправили в ссылку сотни семей псковичей и новгородцев. В том же году царь приказал казнить нерадивых, по его мнению, строителей кремля в Вологде и удельного князя Владимира Андреевича.

Апогеем опричных репрессий историки называют рубеж 1569—1570 годов. В этот период происходят походы Ивана Грозного на Новгород и Псков, а также казни в Москве. Новгородские элиты царь обвинил в попытке свержения законной власти и передачи города Речи Посполитой. Согласно примерным оценкам, в Новгороде были казнены 2,7—3 тыс. человек. Ещё несколько сот попавших в опалу местных жителей были отправлены в тюрьмы. В ходе дознаний по новгородским делам царь пришёл к выводу, что источники измены нужно искать в Москве. Летом 1570 года в столице были казнены 200—250 представителей знати.

В 1570—1571 годах русское государство оказалось в сложной военно-политической ситуации. Было заключено невыгодное перемирие с Речью Посполитой, армия потерпела ряд поражений, провалилось создание союза с Англией, а крымско-татарское войско совершило разорительный поход к Москве. Это привело к репрессиям уже против лиц, относящихся к опричным верхам. В руководство опричнины были включены переведённые из земщины аристократы.

Царь постепенно начал сглаживать противоречия, существовавшие между земщиной и опричниной. Опричники стали получать поместья в земщине. В начале 1572 года Иван Грозный объединил земскую казну и опричную. Началось постепенное слияние земских и опричных войск. Летом 1572 года объединённое войско одержало серьёзную победу над турецко-татарской армией в Молодинской битве.

Между историками ведётся дискуссия о том, какой момент нужно считать завершением существования опричнины: 1572 год или смерть Ивана Грозного в 1584-м. Отмечается, что с 1572 года масштабы репрессий резко снизились, изменилась и административная структура государства.

Оценки итогов существования опричнины в наши дни весьма противоречивы. Одни историки считают, что она носила прогрессивный характер, помогла свернуть на Руси феодальные порядки и содействовала централизации государства. Другие полагают, что государственнические реформы Иван Грозный проводил ещё до 1565 года, а опричнина привела только к разорению территории государства и острому социально-экономическому кризису.

«Давая общую характеристику причинам и итогам опричнины, нужно иметь в виду, что нам очень сложно понять психологию людей, живших 500 лет назад, в другой социально-экономической и духовной атмосфере», — заявил Сергей Перевезенцев.

По его словам, Иван Грозный является одной из величайших фигур отечественной истории, противоречивой, но заслуживающей огромного внимания.

«Оценивать опричнину вне исторического контекста некорректно. Сам царь в дальнейшем покаялся и молился за души казнённых им или по его приказу людей. И, конечно, нужно иметь в виду, что XVI—XVII века были эпохой ожидания Страшного суда по всей Европе. Для Запада это эпоха жестоких религиозных войн. Говоря об Иване Грозном, не следует забывать о Варфоломеевской ночи, Генрихе VIII, Марии Кровавой, войне в Нидерландах. В каждом случае там тоже насчитываются многие тысячи жертв. Конечно, любое лишение жизни человека — это страшный грех. Но всё же следует признать, что происходившее при Иване Грозном на Руси несопоставимо по количеству жертв с тем, что творилось в аналогичный период времени в Западной Европе», — подытожил Сергей Перевезенцев.

16 век. Русское государство

Результаты и последствия опричнины

Опричнина способствовала централизации и была объективно направлена против пережитков феодальной раздробленности. Казнь Владимира Андреевича Старицкого с семьей привела к уничтожению последнего реального удельного княжества на Руси. Централизации способствовал и варварский погром Новгорода: в политическом строе этого города сохранялись особенности, уходившие своими корнями в период феодальной раздробленности (особая роль новгородских наместников, большинство которых носило княжеский титул, право новгородского архиепископа — единственного из русских архиереев — носить белый клобук, такой же, как у митрополита и т.д.).

Опричнина способствовала централизации и была объективно направлена против пережитков феодальной раздробленности. Казнь Владимира Андреевича Старицкого с семьей привела к уничтожению последнего реального удельного княжества на Руси. Централизации способствовал и варварский погром Новгорода: в политическом строе этого города сохранялись особенности, уходившие своими корнями в период феодальной раздробленности (особая роль новгородских наместников, большинство которых носило княжеский титул, право новгородского архиепископа — единственного из русских архиереев — носить белый клобук, такой же, как у митрополита и т.д.).

Опричнина утвердила в России режим личной власти. Это была форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. В этих условиях свою реальную слабость власть пытается компенсировать террором. Она создает не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий, окутывает страну атмосферой страха.

Низложение митрополита Филиппа было шагом на пути лишения церкви ее относительной самостоятельности.

Война царя с собственными подданными (часть которых поддерживала монарха — чаще всего из страха или желания выслужиться, реже по долгу) могла закончиться только поражением обеих сторон. Реальной силы, угрожавшей самовластию московского государя, в конце XVI в. не существовало, но господство над обнищавшими и запуганными подданными было достигнуто почти исключительно насилием, отдалившим власть от общества и подорвавшим доверие к этой власти. Доверие во многом держалось на представлениях о строгом, но справедливом царе и на обоюдной готовности монарха и подданных соблюдать традиции. Нарушив «старину», грубо поправ казавшиеся безусловными законы, растеряв во время опричнины достигнутое в ходе реформ 1550-х гг., власть обрекла себя на нестабильность.

Результатом аграрного переворота было ослабление крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидация его независимости от центральной власти; утверждение поместного землевладения и связанного с ним дворянства, поддерживавшего государственную власть. В экономическом плане это постепенно привело к преобладанию барщины над оброчной эксплуатацией.

В послеопричные годы в стране разразился тяжелейший экономический кризис. Деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородской земли) запустели: часть крестьян погибла во время террористических опричных «экспедиций», часть разбежалась. Писцовые книги (кадастровые земельные описания) конца XVI в. констатируют, что необработанными оставалось больше половины (до 90%) земли. Даже в Московском уезде обрабатывалось всего 16% пашни. Многие помещики, лишившиеся крестьян, вынуждены были «пометать» (бросить) свои поместья и нищенствовать — «волочиться меж двор». В годы опричнины резко вырос налоговый гнет: уже в 1565 г. царь взял с земщины на свой «подъем» 100 тыс. руб. Для того времени — это цена примерно 5—6 млн пудов ржи или 200—300 тыс. рабочих лошадей [1]. По этой причине и из-за опричного террора («опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли») крестьянское хозяйство потеряло устойчивость: оно лишилось резервов, и первый же недород привел к голоду и мору. Например, во всей Новгородской земле осталась на месте и в живых всего лишь пятая часть жителей.

Читать еще:  Смл панели: что это такое, достоинства и недостатки материала

Опричнина способствовала и утверждению в России крепостного права. Первые закрепостительные указы начала 80-х годов, запрещавшие крестьянам на законных основаниях (хотя бы и только в Юрьев день) менять владельца, были спровоцированы хозяйственным разорением, вызванным опричниной. Возможно, законодатель XVI в. еще не думал создавать этими указами новую реальность на два с половиной века вперед, а действовал прагматически: крестьяне бегут — так прикажем им сидеть на месте. Но роль опричнины в утверждении крепостного права не ограничивается хозяйственным кризисом. Ведь без террористической, репрессивной диктатуры, может быть, не удалось бы загнать крестьян в крепостное ярмо.

Опричнина повлияла и на те формы, в которых развивалось в России крепостничество. С течением времени оно все больше напоминало рабовладение: крестьянин был прикреплен в большей степени к личности феодала, чем к земле. Никакие государственные юридические нормы не регламентировали отношения барина и крепостных. В XVI же веке крестьянин был еще прикреплен к земле, а не к ее владельцу. Продажа крестьян без земли была еще невозможна.

И все же рабовладельческое крепостничество — одно из отдаленных последствий опричнины. Речь здесь идет о том положении, в котором оказалось в результате опричнины русское дворянство. Террор опричников привел к установлению деспотического режима, при котором возникает некое «равенство» рабов.

Завершилось превращение русских дворян в холопов самодержавия. В человеческом общежитии слишком многое взаимосвязано настолько, что нельзя пренебречь интересами какой-то социальной группы, не нанеся ущерб всему обществу. Известно, что раб не может управлять свободными или хотя бы полусвободными людьми. Цепная реакция рабской психологии привела к тому, что крестьяне оказались еще больше закрепощены и принижены, чем их господа. То «барство дикое», о котором писал Пушкин, родилось в России не только из-за опричнины, но благодаря и ей тоже.

Внутренняя политика Ивана Грозного в 60-х годах XVI столетия во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны — «поруху» 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI—XVII вв., который современники называли Смутой.

Таким образом, тот путь централизации страны через опричный террор, по которому пошел Иван Грозный, был разорительным для России. Централизация двинулась вперед, но в таких формах, которые нельзя назвать прогрессивными. Поэтому не была прогрессивной и террористическая диктатура опричнины. Дело здесь не только в том, что протестует наше нравственное чувство, но и в том, что последствия опричнины отрицательно сказались на дальнейшем ходе отечественной истории.

1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца XX века. – М.: Право и закон, 2001. С. 117.

Опричнина Ивана Грозного (1565-1572) — причины, цели и итоги

Основные термины

Правление Ивана IV Грозного было довольно нелегким для всех. Московский царь, выросший в обстановке дворцовых заговоров, борьбы главных боярских родов и равнодушия, был крайне подозрительным и мстительным. Убийства, насилие, жестокость и доносы в его правление являлись привычным делом.

Одним из средств устрашения стало введение на несколько лет опричнины. Ее хронологические рамки в истории — с 1565 по 1572 или 7 лет (плюс-минус 2 года, так как после реформы и роспуска армия существовала до смерти царя). Определения слова «опричнина» следующие:

  1. Часть государственной политики Ивана IV, при которой применялись меры устрашения бояр для борьбы с предполагаемой изменой: репрессии с конфискацией имущества в пользу государства, массовые казни.
  2. Исторический период в России, во время которого самодержавная власть сменилась террористической деспотией.
  3. Удельное княжество, принадлежащее лично царю Ивану IV, обладающее отдельным войском и государственным аппаратом. Доход с этих земель поступал лично в казну.

Этимология отмечает, что «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», которое означает «кроме», «снаружи», «вне границ».

На Руси изначально опричнина являлась уделом, который выделяли вдове из имущества супруга. Позднее так стали называть земли великих княгинь, которые владели ими целиком (на эти владения не действовали правовые традиции).

Политика опричнины заключалась в выделении части государственных земель в личное пользование царя и его служащих (дворян и войска), которых Иван Грозный отбирал лично. Первое время опричников было 1000 человек, затем их количество выросло до 6 тысяч.

Причины и предпосылки

Главная цель опричнины заключалась в желании царя отобрать всю власть у князей и аристократии, создать абсолютную монархию. Выросший в атмосфере постоянных распрей и борьбы за влияние на монарха и власть, Иван IV счел всех бояр изменщиками и решил править единолично, отказавшись от помощников. Это привело к установлению опричнины, сущность которой заключалась в появлении органа, подконтрольного непосредственно монарху.

Однако ученые до сих пор не могут определиться с тем, был этот шаг царя обоснованным или тот действовал импульсивно. Есть 2 противоречащих друг другу значения учреждения опричнины:

  1. Подозрительность Ивана IV вынудила его создать подконтрольный только ему орган, не подверженный влиянию бояр. Никакого глубокого политического смысла не предполагалось.
  2. Создание опричнины стало важным политическим шагом царя, решившего избавиться от лиц и группировок, которые мешали самодержавию. Такой версии придерживался в том числе Зимин. При этом мнение историков дальше вновь расходится: одни считают, что борьба была направлена против боярско-княжеских семей, другие уверены, что монарх хотел избавиться от старых удельно-княжеских родов, церкви и Новгорода, стремящегося к отделению.

Результатом деятельности должно было стать полное устранение бояр и единоличное правление.

Внешняя политика

За некоторое время до появления опричнины Россия столкнулась сразу с несколькими проблемами, которые легко увидеть на карте. В 1558 году началась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, а уже в 1559 году стране пришлось столкнуться с несколькими врагами: королевствами Швецией и Польшей, Великим княжеством Литовским, Крымским ханством. Война приняла затяжной характер: Швеция организовала морскую блокаду, Польша, Литва и Крым регулярно нападали на границы. Начались голод и засуха, эпидемия чумы.

Это привело к разрыву правителя с Избранной радой. По мнению монарха, в затяжном характере войны были виноваты именно бояре: они дали Ливонии передышку, в результате которой в войну ввязалось несколько государств. Также царь не был согласен со спорным мнением бояр, указывающим на приоритет завоевания Крымского ханства перед западным направлением.

Это привело к отставке некоторых советников (Сильвестра и Адашева) и к изданию в 1562 году указа об ограничении вотчинных прав российских князей, что вызвало огромное возмущение последних. В это время среди знати начали появляться и распространяться мысли о необходимости бежать за границу: среди беглецов были Бельский, Глинский, Шереметьев, в 1564 бежал Андрей Курбский. Некоторые были пойманы и возвращены, после чего помилованы или сосланы.

В 1564 году Россия была разбита на Уле, затем разозленный монарх казнил тех, кто якобы был виновен в поражении: князей Оболенских, Кашина и Репнина, воеводу Шереметьева. В том же году была предпринята попытка мятежа против царя, в которой принял участие Запад.

Появление войска

В начале декабря 1564 царь Иван с семьей уехал из столицы, взяв с собой казну, иконы, символы власти и личную библиотеку. Царь остановился в Александровской слободе, а через месяц, в январе 1565, объявил об отречении от престола в пользу старшего сына Ивана. Причиной он назвал боярскую «измену» и гнев на самих бояр, воевод, приказных людей и священников. Были названы и конкретные фамилии.

В Москве поднялся бунт: тысячи людей пришли в Кремль, требуя выдать изменников и вернуть царя. Боярская дума вынуждена была просить Ивана IV вернуться. В феврале тот приехал с семьей в Москву.

Решение о создании опричнины было принято 5 января 1565. 3 февраля царь принял правление Россией обратно при условии разрешения ему казнить изменщиков и налагать на них опалу без возражения духовенства и бояр, также он потребовал учредить опричнину. Последняя представляла собой часть владений («двор»), которые подчинялись непосредственно царю. Туда не допускались бояре и там же были собраны военные силы и деньги на их содержание. Управление в остальной части страны было отдано боярской думе. Во главе стояли князья Бельский и Мстиславский.

Формирование личной армии

В опричнину попадали вотчины «опасных» для царя удельных князей, которые с семьями выгонялись оттуда. На новых землях князья не были связаны воспоминаниями с народом, поэтому переставали быть опасными. В отобранных владениях селились помещики-опричники.

Сперва был сформирован отряд из 1 тыс. человек, но после он вырос до 6 тысяч. Кроме того, существовал особый отдел в размере 500—900 человек. Это были специальные люди, которым доверял Иван IV, на схеме они стояли выше прочих. В их задачи входила охрана, разведка, проведение следствий и казней. Служилые люди (боярские дети) в опричнине делились на:

  • земских;
  • дворовых и городовых, получавших жалование от царя.

Также были набраны боярские дети (около тысячи человек) из Москвы и других городов. Главным условием их принятия стало отсутствие связей (родственных или служебных) со знатными боярскими родами.

Само войско обслуживалось поварами, ключниками и другими слугами. Для пропитания были назначены 20 городов (Вологда, Суздаль, Вязьма и другие) и некоторые улицы в Москве (Арбат, Сивцев Вражек и т. д. ). Самыми знаменитыми опричниками являются:

  1. Скуратов Малюта (настоящее имя Григорий Бельский). Был принят на младшую должность пономаря, но быстро «вырос» до ближайшего приближенного царя. Наиболее известен убийством митрополита Филиппа. Погиб при штурме крепости Вейсенштейн (сегодня Пайде).
  2. Вяземский Афанасий — один из любимцев Ивана IV. Пользовался огромным доверием, некоторое время был начальником опричников. При походе на Новгород обвинен в намерении передать город Литве и подвергнут пыткам, почему и умер.
  3. Басманов Федор — сын Алексея Даниловича, одного из основателей опричнины. Его отец в 1570 году впал в немилость и, по слухам, сын лично убил его. Впрочем, в следующем году Иван IV приказал казнить и самого Федора. По другим данным, тот с семьей был сослан в Белозерский монастырь, где и умер.
  4. Хованский Андрей. В основном служил воеводой, часто командовал сторожевыми полками вне Москвы. Скончался в 1579 году после расформирования опричнины.
  5. Князь Черкасский Михаил — кабардинский мурза, принявший в 1558 году крещение и оставшийся при дворе. Его сестра Мария стала женой Ивана Грозного, сам Михаил женился на дочери боярина Захарьина-Юрьевича. Отношения с царем были сложными: тот то отбирал богатства князя, то возвращал с избытком. Будучи опричником, он лично принимал участие в пытках и казнях, однако в 1571 был казнен за «измену».

Это далеко не полный список всех опричников, но историкам сегодня известны точные имена менее 700 человек. Речь идет о людях, о которых имеются упоминания в письменных источниках.

Громкие происшествия

Методы устрашения и борьбы с боярами были крайне жестокими. В основном все упиралось в хаотичные казни, ссылки и пытки, причем причинами могли стать даже непроверенные доносы. Среди важных дат стоит кратко указать следующие:

  1. Осенью 1567 Иван IV через английского посланника попросил у королевы Елизаветы I убежища, так как появились слухи о готовящемся покушении и желании посадить на московский трон двоюродного брата царя князя Старицкого. В результате раскрытия заговора последовал ряд казней, однако суть не была раскрыта — было ли покушение настоящим или дело ограничилось оппозиционными разговорами.
  2. В марте 1568 года митрополит Филипп отказался благословлять Ивана Грозного, осуждал опричнину и потребовал упразднить ее. В ответ опричники забили железными палками до смерти слугу митрополита, а сам Филипп был лишен сана и сослан в Отроч монастырь в Твери. В декабре следующего года Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита.
  3. Летом 1568 боярин Федоров-Челяднин был обвинен в намерении свергнуть монарха и казнен с 30 «сообщниками». Примечательно, что за 3 года до этого честный боярин выдал царю польского агента, желавшего подкупить его. Иван Грозный лично ударил Федорова ножом, после чего того добили опричники. Поместье «изменника» было заграблено, все слуги перебиты.
  4. В 1569 умер князь Старицкий. По некоторым данным, царь приказал ему, жене и дочери выпить отравленное вино.

В 1569 Иван Грозный выступил против Великого Новгорода, подозревая его бояр в участии в заговоре, который якобы организовал умерший князь Старицкий. Царя сопровождало большое опричное войско. После разгрома Новгорода Иван IV потребовал ввести военных в Псков, но его жители чудом уцелели: все ограничилось публичной казнью нескольких горожан и снятием колокола с одного из монастырей. Из-за плохого знамения (падения коня) Иван Грозный поспешил вернуться в столицу.

Точное число казненных в этот поход не установлено: летопись говорит о 1,5 тысячах, убитых под руководством Скуратова, историки считают, что их было не меньше 10—15 тысяч. В это число входят также умершие от последовавшего голода и болезней жители других разоренных городов.

Последние события и итоги

После прибытия в Москву репрессии продолжились. В списки изменщиков попали даже руководители опричнины и приближенные царя. В конце 1570 были казнены более 200 человек, для многих изобретали новые казни: перетирание тела тонкой веревкой, подрыв на пороховой бочке и т. д. В казнях нередко участвовал сам монарх, в то время как опричники стояли вокруг и подбадривали его криками «Гойда!».

Читать еще:  Согласный только твердый глухой шипящий. Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей предпринял поход на Москву. Опричники проявили полную неспособность: большинство попросту не явилось на войну, из-за чего набрался только 1 полк против 5 полков земщины. Добиться помощи от них оказалось невозможно. Сражение с ханом было проиграно, окончанием стало сожжение Москвы.

После такого провала Иван IV в 1572 году принял решение расформировать опричнину. Однако полностью отмена произошла только в 1584 после смерти царя. К последствиям опричнины относятся:

  1. Значительно усилилась царская власть.
  2. Упало влияние бояр на управление государством.
  3. Начался экономический спад, Россия была разорена и сожжена.
  4. Крестьяне начали массово переселяться на окраины. Это было связано с принудительным выселением родовитых бояр и грабежами.

Также итогом опричнины является проигрыш в Ливонской войне и крымскому хану Девлет-Гирею.

Опричнина существовала всего 7 лет, после чего была распущена самим царем, но результаты ее крайне негативны. Россия оказалась разорена, государственный аппарат практически разрушен, а крестьяне массово сбегали из столицы поближе к окраинам. Обещание избавить страну от изменников и губителей совершенно не было выполнено опричными воинами.

Начало и отмена опричнины. Последствия опричнины

Отмена опричнины год от года уходит в глубь веков, и многое из того, что принесло её создание многострадальной русской земле, стирается из народной памяти. Это весьма прискорбно, так как история имеет обыкновение вновь повторять людям неусвоенные ими уроки. Это особенно актуально в наши дни, когда находятся сторонники железной диктатуры и единовластия.

Спектр исторических оценок опричнины

На протяжении веков, прошедших со дня смерти Ивана Грозного, отношение к тем реалиям, которыми была характерна эпоха его правления, и, в частности, к опричнине, многократно менялось. Диапазон характеристик колебался от оценки их как проявления психического помешательства царя (точка зрения большинства дореволюционных историков), до признания действий опричного войска прогрессивными, направленными исключительно на укрепление государства, централизацию власти и преодоление феодальной раздробленности (сталинская позиция). В этом плане отмена опричнины была представлена чуть ли не препятствием на пути прогресса.

История термина «опричнина»

Какой же смысл несёт в себе сам этот термин? Известно, что произошёл он от славянского слова «оприч», то есть «вне», «отдельно», «за пределами». Изначально им обозначался надел, предоставлявшийся вдове после смерти мужа, и находившийся вне основной части имущества, подлежащей разделу.

В период правления Ивана Грозного такое название получили территории, конфискованные у их прежних владельцев, переданные в государственное пользование и ставшие собственностью его служилых людей. Остальная часть страны называлась «земщина». Налицо явное лукавство царя. Из общей массы земель, принадлежавших главным образом боярскому сословию, он выделял долю для государства, олицетворением которого был сам, и, назвав её «вдовьей долей», отводил себе роль смиренного и обиженного государя, задавленного произволом бояр, нуждающегося в защитниках.

Ими стало многотысячное войско, собранное исключительно из населения конфискованных и переданных государству, то есть «опричных» территорий. В 1565 году, когда это новшество было установлено, войско составляло тысячу человек, но к 1572 году, когда отмена опричнины стала неизбежной, увеличилось почти в шесть раз. По замыслу царя ей отводилась роль национальной гвардии, наделённой широкими полномочиями и предназначенной для укрепления государственной власти.

Обострение внутриполитического кризиса

Говоря о причинах, побудивших Ивана Грозного к созданию опричнины, как правило, в первую очередь отмечают его конфликт с боярской Думой, поводом для которого послужили разногласия по большинству вопросов государственной политики. Не желавший слушать ничьих возражений, склонный во всём усматривать признаки скрытого заговора, царь вскоре от дебатов перешёл к ужесточению власти и массовым репрессиям.

Конфликт принял особую остроту, когда в 1562 году царским указом были ограничены вотчинные права бояр, вследствие чего те оказались приравненными к поместному дворянству. Результатом сложившейся обстановки стала обозначившаяся среди боярства тенденция к бегству от царского произвола за рубежи государства.

Начиная с 1560 года поток беглецов постоянно увеличивался, что не могло не вызывать гнев государя. Особенный резонанс получил тайный отъезд в Польшу одного из наиболее видных царских сановников Андрея Курбского, осмелившегося не только самовольно покинуть страну, но и прислать Ивану письмо, заключавшее в себе прямые обвинения в его адрес.

Начало широкомасштабных репрессий

Поводом для начала массовых репрессий послужил происшедший в 1564 году разгром русских войск в битве с литовцами на реке Уле. Именно те, кто по мнению царя был прямым или косвенным виновником поражения, стали первыми жертвами. Кроме того, в декабре того же года в Москве появились слухи, что многие именитые бояре, опасаясь опалы, собрали в Литве и Польше немалое войско и готовят силовой захват власти.

Таким образом, создание опричного войска стало защитной мерой царя против реальной, а часто и мнимой опасности, а отмена опричнины, о которой речь пойдёт ниже, следствием её полной несостоятельности, как опоры государственной власти. Но это в будущем, а на тот момент, прежде чем дать волю своей необузданности, царь должен был заручиться поддержкой широких народных масс, и при их молчаливом согласии начать свой кровавый пир.

События, сопутствовавшие созданию опричнины

С этой целью Иваном был разыгран настоящий спектакль. Удалившись со всей семьёй в Александровскую слободу,и объявив о своём отречении от престола из-за обид, якобы нанесённых ему боярами и духовенством, он тем самым натравил на них народные низы, в представлении которых являлся помазанником Божьим и, по сути, Его наместником на земле. Изменить своё решение царь соглашался лишь при условии предоставления ему полной свободы творить суд и расправу над всеми, кто вызовет его гнев.

Его действия спровоцировали накал антибоярских настроений в народе, вынудили Думу просить Ивана Грозного продолжить правление на всех выдвинутых им условиях. В начале января 1565 года народная депутация прибыла в Александровскую слободу, тогда же царём было принято решение об учреждении опричнины.

Организация новой военной структуры

Как уже говорилось выше, первый отряд насчитывал тысячу человек и был полностью сформирован из жителей «опричных» уездов. Все новобранцы клялись в верности царю и в полном разрыве общения с земскими. Их отличительными знаками были подвешенные к шеям лошадей собачьи головы, символизирующие готовность выискивать крамолу, и мётлы, притороченные к сёдлам – знак того, что обнаруженная крамола будет незамедлительно выметена, как вредный сор.

Содержание многочисленного и постоянно возраставшего опричного войска было возложено на целый ряд российских городов, среди которых наиболее крупными являлись Суздаль, Козельск, Вязьма и Вологда. В самой же Москве в их распоряжение были отданы несколько улиц, таких как: Никитская, Арбат, Сивцев Вражек и другие. Прежние их жители были насильно выдворены из своих жилищ и переселены в отдалённые части города.

Подрыв экономики, первые проявления недовольства

Конфискация принадлежавших земщине земель и передача их во владение опричников нанесла удар по землевладению крупной феодальной знати, но в то же время подорвала экономику страны. Причины отмены опричнины, последовавшей в 1572 году, включали в себя и разрушение новыми землевладельцами налаженной веками системы обеспечения страны продуктами питания. Дело в том, что земли, ставшие собственностью новой элиты, в большинстве своём предавались запустению, и никаких работ на них не производилось.

В 1566 году был созван очередной, состоявший из представителей всех сословий, Земский собор. Просьбой об отмене опричнины его депутаты ещё не осмелились выразить создавшееся в народе недовольство произволом «служилых людей», тем не менее обратились к царю с челобитной о принятии мер против их бесчинств. Любое подобное выступление Иван Грозный расценивал как покушение на его монаршие права, и в результате триста челобитчиков оказались за решёткой.

Новгородская трагедия

Известно, что царствование Ивана Грозного (особенно в период опричнины) характерно масштабным террором в отношении населения собственной страны, причиной которого являлась необузданная жестокость самодержца, а побудительными причинами — подозрительность и мнительность. Особенно ярко это проявилось во время его карательного похода против жителей Новгорода, предпринятого им в 1569-1570 году.

Подозревая новгородцев в намерении перейти под юрисдикцию польского короля, Иван Грозный в сопровождении многочисленного опричного войска выступил к берегам Волхова для наказания виновных и устрашения будущих изменников. Не имея оснований обвинять кого-либо конкретно, царь излил свой гнев на всех, кто попался ему на пути. В течение нескольких дней, опьянев от безнаказанности, опричники грабили и убивали ни в чём не повинных людей.

Деморализация и разложение опричного войска

По оценкам современных исследователей, их жертвами стали не менее 10-15 тыс. человек, при том что общее население города в ту пору не превышало 30 тыс. жителей, то есть уничтожено было не менее 30% горожан. Справедливо заметить, что отмена опричнины 1572 года во многом явилась следствием падения морального авторитета царской власти, носителя которой впредь рассматривали не как отца и заступника, а как насильника и грабителя.

Однако, вкусив крови, царь и его слуги уже не в силах были остановиться. Годы, последовавшие за новгородским походом, ознаменовались многочисленными кровавыми казнями как в Москве, так и во многих других городах. Лишь в конце июля 1670 года на столичных площадях нашли смерть более двухсот осуждённых. Но этот кровавый разгул оказал необратимое действие на самих палачей. Безнаказанность преступлений и лёгкость добычи полностью деморализовали и развратили некогда вполне боеспособное войско.

Дезертиры

Это было лишь начало. Отмена опричнины во многом стала следствием событий, связанных с нашествием татар в 1671 году. Тогда, разучившиеся воевать и усвоившие лишь привычку грабить мирное население, опричники в основной своей массе просто не явились на сборные пункты. Достаточно сказать, что из шести, вышедших навстречу врагу полков, пять были сформированы из представителей земщины.

В августе следующего года произошло событие, после которого последовала столь долгожданная отмена опричнины. Битва при Молодях, в которой в пятидесяти километрах от Москвы сошлись русские и татары, без участия опричников, была блестяще выиграна земским войском, возглавляемым князьями Воротынским и Хворостининым. Она наглядно показала никчёмность и пустую обременительность для государства этой привилегированной военно-политической структуры.

Документы, сохранившиеся с той давней поры, свидетельствуют о том, что отмена опричнины, дата которой (как принято считать) – 1572 год, готовилась гораздо раньше. Об этом свидетельствует нескончаемая череда казней наиболее видных приближённых царя из числа высокопоставленных опричников, последовавшая уже в 1570-1571 году. Были физически уничтожены вчерашние любимцы царя, те, кто, по его же собственным словам, служил ему опорой и защитой от всех, кто готов был покуситься на трон. Но и год 1572-й ещё не принёс окончательного освобождения народу от его притеснителей.

Смерть царя и окончательная отмена опричнины

В каком году окончательно завершился на Руси период опричнины? Это вопрос, не имеющий однозначного ответа. Несмотря на официальный указ царя об упразднении этой структуры, фактическое разделение российских земель на земские и опричные сохранялось вплоть до его смерти (1584).

В 1575 году во главе земства Иваном Грозным был поставлен крещёный татарский царевич Симеон Бекбулатович. Этому назначению предшествовала очередная полоса казней. На этот раз в число преступников попали сановники, занявшие места в окружении царя после разгрома им в 1572 году опричной верхушки, а также ряд высокопоставленных духовных лиц.

Отмена опричнины и ее последствия

О том, что принесла опричнина народу России, очень метко выразился наш дореволюционный историк В.О. Ключевский. Он совершенно справедливо заметил, что преследуя мнимую крамолу, опричнина становилась причиной анархии, и тем самым порождала истинную угрозу престолу. Он же отмечал, что те кровавые расправы, с помощью которых царские слуги пытались оберегать государя, подрывали сами устои государственного строя.

Отмена опричнины (год издания царского указа) был отмечен для России тяжёлым положением на западе страны, где велись военные действия против Речи Посполитой. Русская армия, ослабленная царившим в стране экономическим кризисом, была оттеснена поляками. Закончившаяся к тому времени Ливонская война также не принесла ожидаемого успеха. Кроме того, под шведской оккупацией оказались Нарва и Копорье, и их дальнейшая судьба вызывала тревогу. Из-за упомянутого выше бездействия и фактического дезертирства опричных войск в 1671 году была разорена и сожжена Москва. На фоне этой тяжёлой обстановки и была объявлена отмена опричнины.

В каком году и кем кровавый деспот был не только реабилитирован, но и признан вершителем прогресса? Ответ можно найти в той критике, с которой Сталин обрушился на вышедшую в 1945 году первую серию фильма Эйзенштейна «Иван Грозный». По его словам, подхваченным советской пропагандой, роль Ивана Грозного в истории была глубоко положительна, и все действия сводились лишь к обеспечению централизованной власти и созданию мощного государства. Что же касается методов, которыми достигались поставленные цели, это, по мнению Сталина, было второстепенным вопросом. Собственной деятельностью «отец народов» в полной мере доказал искренность своего суждения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector