525 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Как сделать занавес для сцены своими руками

Театральный занавес: как он устроен?

Театральный занавес, как и остальные элементы текстильного убранства сцены в профессиональной среде метко называют «одеждой сцены». Действительно, лишенная роскошного текстильного обрамления, сцена выглядит лишенной части своей магии – на виду оказываются движущиеся конструкции, осветительное оборудование и прочие неприглядные детали. Как создается, управляется и из чего состоит одежда сцены – об этом в нашей статье!

Виды и механизмы занавесов

Существует более десятка различных видов занавесов – рассмотрим самые известные из них.

Антрактно-раздвижной занавес (АРЗ) – сцена открывается путем синхронного передвижения двух полотен от центра к боковым сторонам. Полотна движутся по разным направляющим и частично перекрывают друг друга в центре при закрытом положении занавеса.

Подъемно-опускной занавес – полотно занавеса крепится к балке, опускаясь и поднимаясь вместе с ней при необходимости. В боковые и нижнюю части полотна вшиваются направляющие для плавного движения. Такой занавес не опускают полностью, чтобы планка не ударялась об сцену.

Комбинированный занавес – в этом случае используются одновременно два занавеса предыдущих типов, которые при запуске одновременно или постепенно движутся, открывая пространство сцены.

Складной занавес – в этом случае нижняя часть полотнища складывается вдвое или втрое, и нижняя часть скрывается за верхней.

Австрийский занавес , он же занавес «буйонне» работает по такому же принципу, как и австрийская штора. Он собран внизу красивыми дугообразными складками и подтягивается вверх за несколько точек, образуя арку или прямую линию.

Другие элементы одежды сцены

Арлекин – это полоса ткани, расположенная на переднем плане в верхней части занавеса. Это обычно самая богатая, пышно декорированная часть одежды сцены. Она украшается свагами, драпировками, бахромой, кистями.

Падуга – это функциональная горизонтальная драпировка под потолком, срывающая техническое оборудование: софиты, тросы, блоки, противовесы и другие механические элементы.

Кулисы – вертикальные полотна, разделяющие сцену на планы – смысловые части. За кулисами скрывается технический персонал и артисты во время ожидания выхода. Кулисы, которые могут сдвигаться и создавать более сложную планировку пространства сцены, называют поплановыми занавесами.

Задник завершает облик сцены, создавая единую картину. Он может быть гладким, складчатым или выполненным в виде французской шторы. Чаще всего изготавливается два вида задников для комплекта одежды сцены: французская штора для наиболее торжественных мероприятий и обычный в прямую складку — для рядовых.

В соответствии с одеждой сцены выполняется также оформлении окон при наличии их в зрительном зале, а также декоративных проёмов и лож.

Управление элементами одежды сцены может осуществляться вручную или дистанционно. В современных системах занавес контролируется при помощи пульта.

Ткани для занавесов

Традиционно, самый используемый цвет для занавеса – это глубокий, насыщенный красный, обещающий яркий эмоциональный взрыв и одновременно благородный, торжественный и сильный. Также часто используются царственный золотой, насыщенный синий и малахитовый оттенки, нейтральный бежевый и глубокий черный.

Главное требование, предъявляемое к ткани для занавесов и других элементов одежды сцены – ее устойчивость к возгоранию.

Для основного занавеса и арлекина используют благородные тяжелые ткани, собирающиеся в красивые складки – бархат, велюр, сатин, жаккард. Кулисы, падуги и задник шьют из сатина или таффеты. Если задник выполняется в виде французской шторы, то его материал может быть полупрозрачным.

Компания БЛК-Групп

Адрес: Москва, Подольское шоссе, д.8, кор.5.

Оформление сцены тканью | Как выбрать театральный занавес

Театральный занавес – это декор из текстиля, который позволяет эффектно подчеркнуть особую торжественную атмосферу в актовом или концертном зале, театре. Статья о правилах выбора тканей для театрального занавеса и сцены.

Театральный занавес – это декор из текстиля, который позволяет эффектно подчеркнуть особую торжественную атмосферу в актовом или концертном зале, театре. Оформление сцены тканью – давняя традиция, которая прошла сквозь века и до сих пор сохраняет свою функциональность и производит нужное впечатление.

Еще до появления артистов на сцене, невольно мы обращаем внимание на детали и общую концепцию помещения и сцены, которые позволяют погрузиться в эту особую атмосферу, предвкушая самое главное событие. Занавес до последнего момента «держит» интригу и загадку самого сердца храма Мельпомены – закулисья. Поэтому театральные шторы всегда привлекают особое внимание зрителя.

Ткани для украшения сцены

Как правило, ткани для штор подбирают в изысканной цветовой гамме от светлого бежевого до угольно-черного оттенков. Очень популярен насыщенный красный или бордовый цвет, а также изумрудный и золотой. Такие оттенки считаются благородными. Именно бархатные шторы издавна использовались для украшения сцены театров. Плотные портьеры в пол, с множеством фактурных складок, позволяют создать торжественную атмосферу. При этом, они не отвлекают внимание от происходящего на сцене.

Нередко «одежду» для сцены шьют из негорючих тканей, что очень целесообразно с точки зрения безопасности. Но стоимость такого текстиля тоже соответствующая. При этом особой популярностью пользуются легкие и очень эффектные ткани, такие как органза и атлас.

Декорирование сцены подразумевает использование нескольких видов портьер, каждый из которых выполняет свою функцию:

  • Арлекины – являются продолжением самого зала, таким образом, соединяя его со сценой.
  • Кулисы – это одежда для сцены, позволяющая разделить ее на несколько уровней по глубине. Она представлена в виде парных штор, находящихся с противоположных сторон, именно за кулисами актеры готовятся к выходу на сцену.
  • Падуги – неотъемлемая часть кулис, которая находится у их основания вверху. Она закрывает потолок и все необходимое, расположенное под ним оборудование.
  • Задники – это портьеры, которые скрывают закулисье от взоров зрителей.

Выбираем текстиль для оформления сцены

Данный выбор во многом зависит от типа открывания и вида занавесов, а также самого назначения сцены.

Для театра подойдут сдержанные классические оттенки и плотная ткань – бархат или бязь. Таким образом, атмосфера загадки и интриги будет обеспечена. Если же сцена находится в актовом или сценическом зале, где проходят различные выступления и торжественные мероприятия, лучше всего подобрать более легкий воздушный текстиль. В данном случае декор будет подчеркивать всю важность, официальность события, создаст нужное настроение.

Где заказать качественные ткани?

Занавесы для сцены всегда шьются на заказ, поэтому каждый вариант будет отличаться в зависимости от высоты потолков и размера самой сценической площадки. Для заказа нужно обязательно вымерять длину карнизов, подобрать цвет, который подойдет для конкретного помещения, и купить качественную ткань.

Делать заказ лучше всего в профессиональном магазине штор и тканей таком, как Niltex.com.ua . У нас Вы сможете самостоятельно подобрать нужный текстиль, или воспользоваться услугами специалиста. Дизайнер по текстилю поможет Вам правильно определиться с цветовой палитрой, в зависимости от общей концепции помещения и ваших пожеланий. Также приглашаем в наш шоу-рум, где представлены образцы тканей, которые можно увидеть «вживую» и на месте заказать изготовление штор, занавесов или пошив любого необходимого текстиля.

У нас есть опыт подбора тканей и изготовления шторы для сцены, театральных занавесов. Мы сделаем это с радостью и для Вас. В связи с тем, что театральные шторы всегда требуют большого количества ткани, для таких объектов мы всегда считаем ткани по оптовым ценам. Звоните 067-577-84-44, мы проконсультируем по тканям и озвучим приблизительный бюджет для Вашего проекта.

Читать еще:  Как украсить дверь в комнате своими руками

Как выглядят шторы для сцены «вживую» можно посмотреть в кратких видео:

vergoti

ЖЖ от ВВ

Журнал борца за тотальную красоту

Из серии «Как это делается» — Большой занавес

или как создавался самый большой занавес страны

Обычный театр начинается с вешалки, а Большой — с занавеса. Отреставрированный Большой театр скоро откроет двери для зрителей и начнет свой 236-й сезон. Знаменитый «золотой» занавес, который много лет украшал сцену Большого, восстановлен заново и займет свое место в главном театре страны.

Первый занавес, сотканный из золотой нити, появился в Большом театре в 1955 году — его по эскизам Федора Федоровского создал художник-график Михаил Петровский, который заменил прежний занавес с многократно повторявшимися в орнаменте революционными датами. На обновленном занавесе 1955 года был изображен стяг с надписью «СССР», общая площадь занавеса составляла почти 500 квадратных метров, а весил он более тонны.

В начале 90-х был изготовлен новый занавес, с символами новой эпохи, но продержался он недолго — в 2006 г. исследование выявило многочисленные дефекты: ткань была сильно изношена, кисти и бахрома истрепались. Занавес требовал замены и во время реставрации театра были начаты работы по воссозданию «золотого занавеса» Большого.

Насколько дней назад мы с журналистом Петром Сейбилем приехали в мастерские Большого театра, чтобы посмотреть на новый занавес, который был уже готов к монтажу на основной сцене. Как это было и интервью с человеком, руководившим работой по воссозданию знаменитого занавеса, я предлагаю вашему вниманию:

Генеральный директор компании «ЭС-Дизайн» Андрей Галкин ходит по огромному залу мастерских Большого театра. На стенах — два новых занавеса, кулисы, на полу — арлекины. Рядом с огромными полотнами человек выглядит крошечным. Четыре года работы, несколько тонн специально сотканной ткани — и новый занавес для главного театра страны готов.

— Андрей Владимирович, я смотрю на готовые занавесы и пытаюсь понять, что чувствует человек, который создает один из символов Большого театра? Вы держали в голове масштабность и некий пафос этой работы?

Конечно, думал об этом, но, естественно, не постоянно — когда выбираешь нитку, думаешь о нитке. Я чувствую гордость за то, что сделал это, что не зря учился.

— С чего началась эта работа?

— Сначала мы изучили ткань прошлого занавеса. Сделали спектральный анализ и проанализировали все переплетения. А потом занялись воссозданием. От реставрации это отличается тем, что за основу берется старое изделие и создается новое на базе современных технологий.

— Из скольких кусков сшивался занавес?

— Чтобы вы смогли представить масштаб работ: ширина каждого куска — больше 1,5 метров, общая ширина занавеса — 24 метра. Расчетный вес занавеса — 800 кг, метр ткани весит примерно один килограмм. Неповторяющийся рисунок жаккардового переплетения составляет 155х304 см. Это довольно много. Работа огромная. Нужно было взять новые элементы и вплести их в орнамент в стилистике старого занавеса. Далее все перевести в современные технологии используя компьютерные методы. И потом соткать ткань и пошить занавес. То есть восстановить. Вы видите результат. Общий размер одного занавеса — 17х24 метра, второго — 12х24.

— Получается, занавесов несколько?

— Да, их пока два, и они разные. Один антрактно-раздвижной греческого типа, второй — подъемно-опускной, немецкого типа, потом еще будет «итальянский», который раздвигается, как итальянская штора. То есть, в Большом театре впервые будут все виды занавесов. До революции был только подъемно-опускной и итальянского типа. После Великой Отечественной Войны — один антрактно-раздвижной.

— А как все это будут подвешивать?

— Будет опускаться подъемный штанкет. Для раздвижного занавеса предусмотрена целая машина, отдельный механизм. Когда этим займемся, не знаю. У нас все готово — ждем отмашки.

«Итальянский» занавес существует пока только в эскизах, которые Андрей Галкин показывает в действии — вот так он будет раздвигаться. Из готового материала — пока только арлекины, которые висят вместе с частями кулисных полотен основного занавеса.

— Предыдущий занавес провисел полвека, как его чистили и мыли?

— Его не чистили и не мыли. За это время он пришел в негодность и теперь его поменяли. Сейчас он хранится в музее Большого театра. Новый занавес прослужит дольше, потому что он сделан из синтетического материала. Там посмотрим, ткань произведена специально для этого проекта, больше она не производилась и мы можем только предполагать, что с ней будет.

— Давайте вернемся к производству. Какое использовалось сырье и какие к нему выдвигались требования кроме эстетических?

— Старый занавес был изготовлен из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем золота. А новый — из модернизированного акрилика. Сначала подобрали толщину нитки, сделали выкраску. Метализированную нить пришлось заказывать во Франции. Добились, чтобы она по свойствам стала похожа на ту, из которой сделан прошлый занавес. Затем начали работать над воссозданием самого рисунка. Нужно было повторить переплетения, которые воссоздают эффект шелковой ткани. Довольно-таки тяжелая работа, но мы ее сделали. А в остальном главное требование — негорючесть. Оно является определяющим для мест, где собирается народ.

— Где проходила эта работа?

— В разных местах: Испании, Италии, Франции и России. У испанцев был нужный нам станок, но не было специалистов высокого уровня. Пришлось отказаться от их услуг, нашли другого производителя в Италии.

— Какая часть работы была проведена в России?

— В России мы занимались созданием рисунка. На это ушло три года. После сделали диссинацию (подбор переплетений), мы использовали всего пять цветов, и с помощью сочетаний различных переплетений удалось добиться создания полутонов. Шесть месяцев ушло на объединение нашего рисунка с технологическим — понятным для современного станка. И столько же на ткачество. Всего — четыре года.

Справа — это части занавеса, которые закрывают кулисы и кисти арлекина для итальянского занавеса. В центре — антрактно-раздвижной занавес, слева — подъемно-опускной.

— А как создавался рисунок?

— Нам выпала честь сделать занавес с новыми символами. Они прошли геральдическую проверку. Была создана специальная группа, которая все просмотрела и дала свое заключение. Например, орел здесь не современный, как и весь Большой театр, он восстановлен сейчас по образцу 1856 года. Хотя и с некоторыми изменениями, связанными с композицией и стехникой ткачества. Кстати, сначала у нас был один вариант орла, а потом художник из Академии Художеств сказал: «Давайте, я своего сделаю тоже, посмотрите — может, понравится». Сделал и, действительно, его эскиз оказался интересней. Этого орла и оставили.

— Сколько художников работало над этим проектом?

— Основных — два: Наталья Антипова работала с текстилем, Владимир Черный — с основным рисунком. Алёна Пикалёва была куратором проекта со стороны театра. Большой арлекин над сценой сделан Евгением Кравцовым.

— На самом занавесе и на арлекине изображены ноты, что это за произведение?

— Это первые ноты канта-молитвы «Славься, русский царь» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Интересно, что ноты никогда на занавесе не менялись и в советское время. На эту деталь почему-то никто не обращал внимания.

После окончания премьеры оперы растроганный Николай I пригласил Глинку к себе в ложу, выразил ему свою признательность за замечательное сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». В знак высочайшего одобрения сочинения император вручил русскому композитору драгоценный перстень, который Глинка хранил всю жизнь.

— Давайте от тканей и занавесов перейдем к вам. Почему выбрали именно вас? Вы как-то входите в структуру Большого?

— Мы частная компания, а я ее владелец. Создал ее сразу, когда закончилась Советская власть и производство развалилось. Создал своё — по производству вышивки. Разрабатывали гербы для районов и округов Москвы. Разработали, а потом и изготовили Знамя города Москвы. Занимались различными историческими работами. Участвовали в конкурсе и победили на изготовление занавесов Большого Театра. Для занавеса нужны огромные пространства, поэтому с Большим театром контракт у нас заключен таким образом: нам предоставляют помещения, а мы за это в них организуем технологический процесс, оборудуем и оставляем собственные технологические разработки. Например, необычную швейную машину — она ездит по полу. Ее мы придумали сами. Есть стол для сшивания больших полотен, к которому пристроена тележка со швейной машиной. При нажатии на педаль швейной машины, перемещается не ткань, а швея вместе со швейной машиной. Ткани очень тяжелые вот и пришлось придумывать какие-то приспособления.

Читать еще:  Как сделать натяжной потолок своими руками?

На полу лежит большой арлекин, который будет висеть над сценой. Это акриловая роспись по холсту художника Евгения Кравцова.

— А на открытие театра вас уже пригласили?

— Меня самого пока никто не пригласил. Но его Величество занавес будет участвовать во всех спектаклях. Мне этого достаточно.

Специально для проекта ВТБ — России

Спасибо пресс-службе Большого театра за содействие и организацию посещения мастерских.

Фотографии: © Рустем Адагамов/drugoi
Текст: Пётр Сейбиль, Рустем Адагамов

Театральная шпаргалка. Часть 2

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

Читать еще:  Рама оконная своими руками: конструкции

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов:

Поделки на тему театр своими руками — сборник интересных мастер-классов, фото идеи и советы

Поиграйте с детьми в театр. Он может быть разным: кукольным, песочным, театром теней или действием, когда родители и дети играют различных персонажей. Театр можно сделать своими руками и это будет увлекательный процесс для мамы, ребенка и других членов семьи. Идей по изготовлению поделок на тему театра может быть очень много.

Картонный театр

Обычная картонная обувная коробка станет волшебной, если ее украсить тканью, закрепив в виде занавеса, а на задник поместить картинку по сюжету сказки. Декорации можно изготовить самостоятельно: распечатать или нарисовать стул, стул, стол, волшебный замок или избушку.

Вырезать в дне коробки отверстие, закрепить на боковые стенки тесемку. Такой театр можно повесить на шею, тогда будет очень удобно показывать сценки из фигурок, закрепленных на деревянных шпажках.

Персонажи просто вырезаются из бумаги, а сам процесс изготовления это уже действие импровизированного театра. Ребенок может попробовать себя в роли костюмера и художника, выбирая персонажи и декорации или режиссера изменив сюжет по своему желанию.

Сделайте маленьких персонажей, которые будут одеваться на пальцы. Для ребенка это очень веселое занятие.

Театр теней. Как просто и быстро сделать

Шаг 1. Готовим сцену

Берем коробку средних размеров. Желательно шириной 10-15 см, но подойдет и коробка другой ширины. Понадобится линейка, карандаш, степлер, ножницы. Разъединяем коробку с одной длинной стороны. Должен получиться большой прямоугольник, у которого одна плоскость ровная без сгибов. НА этой стороне отмеряем от края по 5 см. Чертим рамку экрана и вырезаем ее. Скрепляем степлером по углам так, чтобы получилась Г- образная конструкция с вертикальным будущим экраном. Отрезаем лишнее.

Отмеряем бумагу, которая закроет экран с припуском на приклеивание. Верх экрана можно закрепить степлером. Остальные стороны на бумажный клей.

Шаг 2. Создаем персонажей

Понадобится карандаш, картон, ножницы, степлер, соломинки для напитков. Рисуем персонажи и вырезаем их. Кроме героев действия можно сделать солнце и облака, птиц и деревья, дома и замки. При помощи степлера крепим фигурки к соломинке.

Шаг 3. Играем спектакль

Разучиваем сказку, устанавливаем позади экрана настольную лампу, и играем сказку. Не забудьте про звуковые эффекты.

Кукольный театр своими руками

Для создания театра понадобится коробка с бортиками высотой до 10 см. Подойдет коробка от печенья. Обклеиваем коробку цветной бумагой с помощью двухстороннего скотча.

Приступим к созданию занавеса. Ширина занавеса может быть от 3 до 5 см, длинна по размеру коробки. На листе красной бархатной бумаги отмеряем ширину занавеса 2 раза и отрезаем полоску. Затем складываем пополам, рисуем контур портьер и вырезаем. Готовую деталь разрезаем по центральному сгибу. Складки, имитирующие драпировку занавеса, рисуем фломастером. Приклеиваем занавес по краям коробки.

Затем делаем ламбрекен. Отмеряем 2 см по ширине, рисуем контур и вырезаем. Длину ламбрекена меряем по коробке. Вырезаем, рисуем драпировки, приклеиваем поверх занавеса.

С помощью канцелярского ножа с боковой стороны коробки делаем прорезь шириной до 1 см, через него будут меняться декорации.

Фоны для декораций можно распечатать или нарисовать от руки. Размер картинок нужно подобрать под внутренний размер коробки. Если фоны сложены по ходу сказки или пьесы, их смена создаст впечатление настоящего театрального действия.

Для изготовления персонажей понадобятся трубочки для сока, двухсторонний скотч и распечатанные изображения героев. Вырезанные фигурки закрепляем на трубочках. Все готово! Можно начинать представление.

Куклы на руку для домашнего театра

Кукла из фетра

  • Эскиз игрушки марионетки.
  • Два листа фетра размером А4.
  • Мелкие кусочки цветного фетра.
  • Нитка и иголка.
  • Клеевой пистолет.
  • Лист тонкого картона.

Работу начинаем с создания выкройки. Для этого эскиз перерисовываем на лист картона и вырезаем. Получится основная выкройка фигурки и отдельные мелкие детали: глазки, мордочка, ладошки, животик, ушки. Количество деталей зависит от выбора эскиза кукольного героя.

Затем все детали переводим на фетр. Цветовое решение подбираем по своему вкусу или содержанию сказки. Заяц может быть белым, серым или розовым, а лиса желтой или оранжевой. Если вы делаете поделку вместе с ребенком, пусть он выберет, какого цвета будут герои вашего спектакля.

Вырезаем детали и делаем предварительную сборку игрушки, прикладывая все детали к тем местам, где они должны быть. Если результат устраивает, начинаем окончательную сборку. Сначала оформляем одну основную деталь из фетра. Пришиваем все детали, которые можно сшить. Шьем петельным швом. Мелкие детали приклеиваем клеевым пистолетом. Собираем все детали воедино в соответствии с эскизом.

Если игрушка с ушками – их прикрепляем в последнюю очередь. Для этого складываем две основные детали лицевыми сторонами внутрь. Ушки прикладываем таким образом, чтобы края детали совпали с краями других деталей, а кончики ушей смотрят внутрь. Прошиваем все детали по краю петельным швом, выворачиваем игрушку. Перчаточная кукла готова, а ушки будут забавно торчать на макушке.

Марионетка из носка

Оригинальные куклы получаются из обыкновенных детских носков.

Для изготовления понадобится носок, картон, небольшой моток толстых ниток или пряжи, кусочки ткани для рта, швейные нитки и пуговицы, клеевой пистолет.
Носок можно взять однотонный или с рисунком, в горошек или полоску – все это создаст образ будущей игрушки.

Из картона делаем заготовку для рта. Для этого картонный прямоугольник шириной 7 см, длиной 20 см складываем пополам. Закругляем углы по ширине. Из ткани для внутренней части рта вырезаем заготовку по этому шаблону.

Обрезаем мысок носка. По контору заготовки обрезаем края. Приклеиваем заготовку из картона внутрь носка с помощью клеевого пистолета. При этом края ткани загибаем на картон. Сверху приклеиваем внутренность из ткани.

Делаем прическу для марионетки. Берем нитки или пряжу и наматываем несколько раз вокруг кисти руки. Завязываем посередине и разрезаем кончики. Если пальцы расставить широко, получится прическа с длинными волосами. Пришиваем прическу к носку.

Делаем глазки. Берем два пуговицы, и пришиваем их к носку, накладывая одну на другую. Можно использовать готовые глазки или нарисованные и вырезанные из картона. Можно дополнить образ любыми деталями, сделать глаза из комочков ваты или добавить декоративных элементов.

Нетрадиционные виды театра

Кроме привычных материалов для кукольных театров можно использовать и альтернативные виды.

Это могут пластиковые и деревянные ложки. На них рисуют или крепят изображения персонажей. При рисовании по пластику следует использовать акриловую краску. Если приходится рисовать гуашью, ее смешивают с небольшим количеством клея ПВА.

Интересные варианты получаются из баночек от йогурта и пластиковых бутылок. Их обклеивают цветной бумагой, крепят изображения персонажей и добавляют фрагменты декораций. Получаются объемные мини сюжеты. Такие фигуры не требуют дополнительных декораций и развивают воображение детей.

Игра в театр полезное и интересное занятие. Она улучшает память, развивает ораторские способности. Ребенок учится пересказывать текст, выделять главное, не бояться публичных выступлений, а у родителей появляется возможность разглядеть таланты ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector